Posted 19 января 2019, 08:27

Published 19 января 2019, 08:27

Modified 7 марта, 16:30

Updated 7 марта, 16:30

Назад, в будущее: Англия переходит к советской системе образования

19 января 2019, 08:27
В социальных сетях обсуждают сенсационную новость: престижные школы Великобритании переходят к советской системе образования. Это подтвердила в интервью телеканалу ВВС британский политик, экс-министер образования Англии Джастина Грининг.

Ирина Мишина

В Англии советский опыт преподавания в средних школах начали перенимать еще в 80-х годах прошлого века. Падение «железного занавеса» дало возможность британцам оценить систему образования СССР и увидеть ее преимущества.

Во время своего выступления на телевидении политик, экс-министр образования Великобритании, госпожа Грининг сообщила о том, что в Англии дети теперь обучаются по «гениальнейшим учебникам Ландау и Колмогорова». «Учебники были переведены на английский язык чрезвычайно щепетильно, с соблюдением важнейшего требования – полностью сохранить их содержание, не допуская никаких искажений. В результате перехода на советскую систему образования уровень знаний, получаемый британскими школьниками, оказался гораздо выше, в сравнении с показателями, которые демонстрируют выпускники самых престижных и дорогих элитных школ континентальной Европы», - заявила госпожа Грининг.

«Такая ситуация в итоге привела к тому, что самые влиятельные люди со всего мира, в частности президенты и главы правительств других стран стремятся устроить своих детей в школы Итона, в которых преподавание по советской системе ведется с 1995 года», - пишет в своем Живом журнале блогер wowavostok .

Многие пользователи соцсетей согласились с преимуществами советской системы образования. Например, блогер sell_off отмечает в своем комментарии: « Советская система образования перенята, переработана и внедрена в Финляндии и считается на сегодня одной из лучших в мире. Надеюсь, с этим спорить не будете?». Блогер aqua_belli добавляет: «В начале 90-х годов массированный десант из МГУ и других московских вузов активно проводил обучающие семинары по педагогике и психологии в вузах Финляндии. Знакомили с системой развивающего обучения Выготского, Эльконина - Давыдова. Финны молодцы, прислушались, освоили и воплотили. А нам Европа и Америка подкинули ЕГЭ, который мы проглотили».

Правда, у этой точки зрения нашлись оппоненты. Так, блогер maksi2278 отмечает: « В отличие от многих читателей, я лично знаком с западной системой образования. Было это в 92-95-м годах. Я еще застал советскую школу и мог сравнить две разные системы. Главное отличие двух систем не в том, что учебники разные и программа разная. Главное - атмосфера в школе. Это уважение к ученику и к учителю. Это классы не более 20 человек, это индивидуальные парты для каждого учащегося, это чистота и техническая оснащенность… Программа там легче для освоения, меньше предметов, есть даже перекос нагрузки в сторону физкультуры и труда. Учебник по физике, математике и геометрии за 7 и 8 класс представлял из себя одну не слишком толстую книжку. Дети два года изучали то, что у нас изучают одну-две четверти. Не торопясь, без стресса и давления. Самые основные вещи. Надо ли говорить, что в той стране проживают спокойные, сильные и доброжелательные люди? Да, мы к концу школы знаем больше, но какой ценой, и в чем смысл этого знания? Забыл добавить: школа находилась в Норвегии».

«Новые Известия» решили поинтересоваться мнением о сильных и слабых сторонах советской системы образования у заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора Центра образования № 109 Москвы Евгения Ямбурга.

«НИ»: Неужели так уж плоха западная система школьного образования, если там решили позаимствовать опыт советского преподавания?

Е. Ямбург: « Для меня нет ничего неожиданного в информации о переходе западных школ на советскую систему образования. В образовании есть две составляющих: это комфорт ребенка и его компетентность. В этом должно быть равновесие. Мы о комфорте ребенка в процессе образования долгое время не заботились, на Западе – наоборот. Недавно в Швеции, в одной престижной школе, разговорился с преподавателем. Он рассказал: «Нормально, с полной отдачей, учатся только китайцы и выходцы из России. Остальных «угнетать» учебой нельзя», - пожаловался он мне. Другой раз был в Германии, в Бремене, на уроке математики. Там учитель путал признаки и свойства параллелограмма… Недавно узнал потрясающую статистику: оказывается, в США 89% учителей математики престижных школ – это граждане или выходцы из России. Зачастую их приглашают «дотягивать» детей по математике. В Америке с этим просто беда. Так вот эти учителя пользуются колоссальным авторитетом, в школы, где они преподают, - очереди и конкурсы».

«НИ»: Неужели на Западе нет своих серьезных и авторитетных педагогов – авторов учебников?

Е. Ямбург: « Хочу сказать только одно: советская педагогика подготовила очень серьезные учебники, и когда их издают за границей, они пользуются там огромным спросом. Пособия Колмогорова, Ландау, Розенталя – это бесценный материал. Я помню, в учебнике Розенталя описаны 16 случаев, когда перед частицей «как» надо ставить запятую. Если страна хочет готовить квалифицированных специалистов, надо идти по пути советского образования и переиздания наших учебников».

Однако, советские учебники были очень разными. Как выпускница советской школы могу сказать, что не все они были одинаково высокого уровня. К тому же учебные пособия по гуманитарным наукам – литературе, истории, обществоведению - были изрядно идеологизированы. Мою точку зрения разделяет сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель», преподаватель литературы и права ГБОУ школы-интерната «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий:

«Учебники, издававшиеся в советские времена, были очень разными. Были хорошие и были плохие. Говорить о каком-то едином советском образовании, тем более по разным предметам, невозможно. Я работаю по учебникам русского языка, которые были разработаны в 70-е годы покойным профессором Пановым. Это до сих пор самые лучшие учебники по русскому языку, какие могут быть. От того, что они были при советской власти, русский язык и подход к нему не изменился».

Возникает логичный вопрос: почему мы, имея такой бесценный багаж образования, внедряем в нашем российском образовании зарубежный опыт, например, ЕГЭ ?

«Если бы только ЕГЭ! Сейчас в некоторых школах преподают предмет под названием «Естествознание», - рассказывает Евгений Ямбург.- Так вот этот предмет я бы назвал «взгляд и нечто». Заимствован он из американской системы образования и не несет никаких системных, глубоких знаний. Кстати, с большим изумлением выслушал заявление Германа Грефа о том, что математики и программисты, а также теоретики России не нужны. Не ручаюсь за точность формулировок, но смысл именно такой. Я не буду комментировать это высказывание. Хочу в этой связи просто вспомнить великого советского психолога Алексея Николаевича Леонтьева, основателя и первого декана факультета психологии МГУ. Он ввел обязательный экзамен по математике при поступлении на факультет психологии МГУ. Когда у него спросили, зачем он это делает, Леонтьев ответил: «Чтобы избавляться от дураков при поступлении».

Подпишитесь