Posted 18 января 2012,, 20:00

Published 18 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:56

Updated 8 марта, 05:56

Заплатят, но не за все

Заплатят, но не за все

18 января 2012, 20:00
Сегодня в Ростуризме обсудят вопрос денежных компенсаций туристам затонувшего в Средиземном море лайнера Costa Concordia. По законодательству, возвращать деньги российским туристам за испорченный отдых обязаны их туроператоры. Однако круизная компания заявила, что возьмет все затраты на себя. И даже опубликовала програ

На допросах капитан лайнера Costa Concordia свой побег отрицает и говорит, что на самом деле он помогал пассажирам садиться в шлюпки. По-видимому, Франческо Скеттино нисколько не смущает то, что его показания полностью противоречат записям его телефонного разговора с офицером береговой охраны, требующим от него немедленного возвращения на судно. «Отправляйтесь на борт! Сообщите о числе женщин и детей, точные цифры, как им можно помочь! Вам понятно? Скеттино, может, вы спасли себя сейчас, но вы за это заплатите!» – требовал полицейский. На что капитан лайнера ответил: «Я в шлюпке, я буду координировать операцию отсюда...» Итальянские юристы отмечают, что в случае признания вины в непредумышленном убийстве и намеренном оставлении людей в смертельной опасности Франческо Скеттино грозит 15 лет тюрьмы.

Напомним, что лайнер Costa Concordia, на котором находились более четырех тыс. пассажиров, в том числе 111 россиян, потерпел крушение в ночь на 14 января у итальянского острова Джильо. В результате происшествия 11 человек погибли, 28 до сих пор числятся пропавшими без вести. К счастью, никто из российских туристов значительных увечий не получил. Сейчас они постепенно возвращаются на родину и надеются возместить материальные и моральные потери.

Сегодня сотрудники Ростуризма встретятся с представителями туроператорских компаний, Ассоциации туроператоров России, Российского союза туриндустрии и со специалистами по международному морскому праву для обсуждения возможности получения российскими пассажирами компенсаций от круизной компании Costa Cruises. «Пока порядок и объем компенсаций не понятен. Этот вопрос только будет обсуждаться, – заявила «НИ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. – Главная идея заключается в том, чтобы консолидировать всех пострадавших клиентов российских туроператоров и подать коллективный иск». По мнению г-жи Ломидзе, если объединение исков состоится, то процесс пойдет значительно быстрее.

Известно, что зарубежные туристы также готовят иски к итальянской круизной компании. Причем размер морального вреда в них составляет от 10 тыс. до полумиллиона евро. «Российским туристам рассчитывать на европейский размер компенсаций пока рано, – считает Майя Ломидзе. – Европейцам решить вопрос компенсаций гораздо легче, так как они находятся с Италией в одной правовой зоне. Потому граждане ЕС будут подавать личные иски перевозчику. Нашим же туристам по материальным соображениям тоже выгоднее обращаться непосредственно к международному перевозчику (компании Costa Cruises), чем к российским туроператорам».

Специалист Клуба защиты прав туристов Маргарита Еремеева в разговоре с «НИ» отметила, что по российскому законодательству ответственность перед пострадавшими туристами в первую очередь несет туроператор, а не перевозчик или владелец судна. «Несмотря на то что ЧП произошло в Италии, наши сограждане будут добиваться компенсаций у своих туроператоров по российским законам, – говорит г-жа Еремеева «НИ». – Большинство разногласий, вероятнее всего, возникнет с определением размера морального вреда. Проблема в пересчете человеческих волнений и переживаний в денежный эквивалент. Практика такого рода компенсаций у нас не сильно развита в отличие от стран Европы». По словам нашей собеседницы, многие иностранцы часто посещают психологов, которые в суде смогут им помочь, давая точную оценку их психологического состояния. В России же мало кто обращается за подобной помощью к специалистам.

Тем временем компания Costa Cruises обнародовала программу компенсации ущерба пассажирам, находившимся на затонувшем лайнере. Программа предлагает туристам покрытие всех подтвержденных документально медицинских расходов, полный возврат средств за несостоявшийся круиз и перелеты, аннуляцию всех бортовых расходов пассажиров (то есть все деньги, которые турист потратил с кредитной карты, находясь на лайнере, не будут списаны). А также компенсации утраты багажа, точный размер которой будет озвучен в ближайшие дни. Однако в этой программе ничего не говорится о возмещении морального вреда. Туроператоры, работающие с Costa Cruises, полагают, что в скором времени компания обязательно сделает и такое предложение.

Российский союз туриндустрии (РСТ) советует пострадавшим туристам не спешить подавать судебные иски против круизной компании, а сначала выслушать конкретные предложения Costa Cruises. «Можно предъявить досудебное требование, сделать калькуляцию причиненного ущерба и определить сумму компенсации морального вреда. Не следует спешить с исками и вступать в дорогостоящие судебные процессы, когда очевидны перспективы добровольных выплат со стороны круизной компании», – говорит глава правовой комиссии РСТ Георгий Мохов.

"