Posted 18 января 2004,, 21:00

Published 18 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Недоросли

Недоросли

18 января 2004, 21:00
Хваленая российская школа, снискавшая нашей стране лавры «самой читающей в мире», обернулась очередным мифом. Мониторинг, проведенный недавно авторитетной международной комиссией Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показал, что мы занимаем 27-е место среди 32 развитых стран, пропуская в первые

Организаторы тестирования ОЭСР измеряли не столько среднерусский интеллектуальный коэффициент, сколько способность применять полученные знания на практике. Для этого 5 тысячам питомцев школ, ПТУ и техникумов из 45 регионов, от Калининграда до Сахалина, было предложено 200 заданий по чтению – художественных, научно-популярных, бытовых и газетных текстов, статей, личных и деловых писем, инструкций, товарных ярлыков. К ним прилагалось в среднем по десять вопросов, от простого к сложному, на выбор. Плюс диаграммы, карты, таблицы, графики.

Умение извлечь смысл из текстов проверялось при помощи 5-уровневой системы оценки знаний по 1000-балльной шкале. Скажем, тест «Научное оружие полиции» повествует о том, как генетический анализ помогает сыщикам в поиске улик. От детей требовалось ответить: «Какова главная цель автора статьи?» (ответ: «проинформировать читателей»), «Как варьируются жемчужные ожерелья генов у разных людей?» (ответ: у каждого свой «порядок жемчужин»), «Как распознается генетическое удостоверение личности?» и т.п. В другом задании предлагалось, зная рост и обхват груди клиента, подобрать ему рубашку подходящего размера от 32-го по 56-й.

Вопрос, конечно, животрепещущий. Но ответы российских школьников в этой части вряд ли имеют отношение к качеству образования. Дело в том, что большая часть продаваемой у нас одежды производится в странах, где принята трехбалльная шкала размеров: L, M и S. Очевидно, переводчики вопросника ОЭСР забыли учесть эту немаловажную деталь. А потом кому-то нравится тесный воротник, кому-то просторный. Так или иначе, но наших юных соотечественников чаще всего ставили в тупик задания с соотнесением различных мнений, выработкой собственных версий.

«Наша школа страшно далека от жизни, – подводят итоги ученые Российской Академии образования. – Дети не могут ни проложить маршрут по карте, ни вывести пятно с сорочки из х/б, как того требуют строгие тесты ОЭСР». Но вот вопрос: а какая, собственно, жизнь имеется в виду, от которой наши дети так страшно далеки?

«Мы измеряем, – объясняют ученые, – умение ребенка обращаться с текстами». На самом деле они, похоже, оценивают не столько умение, сколько самих детей, больше того, целые народы, занося одних (скажем, финнов) в разряд яйцеголовых, а других – наоборот.

«Искусство обращаться с текстами по назначению, извлекать из буквы полноценный смысл и точно его воспроизводить суть привилегия немногих, лишь примерно 10 % землян, – комментирует президент ассоциации «Новая школа» Михаил Изотов. – Этот прискорбный факт, открытый еще в позапрошлом веке, с блеском подтвердило новое исследование. Смотрите: самый высокий из пяти уровней овладения знаниями предполагал умение понять, объяснить, оценить информацию, а также сформулировать свою гипотезу и сделать вывод. Это оказалось по силам в среднем 10% детворы. Правда, в странах-лидерах таких учеников выявилось от 15 до 19 % , а в России – всего 3%».

Получается, что из стен школы без какого-либо образования у нас выходит более 90 % населения. Для них-то и предстоит построить новую школу. Не из букв алфавита, а из живых искусств, ремесел, спортивных досугов, технических кружков. Школу, интересную для большинства людей, а не только для буквоедов, к чему, кстати, и стремятся развитые страны.

«Делом учителя в финской школе считается сначала воспитание, а потом обучение. Учитель должен уметь профессионально создавать для каждого ученика образовательную среду и атмосферу активной учебной работы. В этом и состоит новое для Финляндии представление об образовании, – рассказывает профессор воспитания Кари Уусикяла. – Самое ценное знание – самостоятельно понятое и осознанное. Не имеет никакого смысла заполнять память ребенка обрывочными сведениями об основах наук. Зачем, например, учить таблицу умножения, если простейшая счетная машинка мгновенно покажет на дисплее результат любых расчетов. В программе финской начальной школы нет темы «Таблица умножения». А на экзамен можно приносить любые справочники или применять Интернет. Компьютер всегда есть в аудитории. Важно, что ты умеешь пользоваться справочником или электронными ресурсами, то есть функционально грамотен». Может, и нам есть смысл следовать примеру победителей?



Визитная карточка исследования

Охватывает от 4500 до 10000 учащихся в каждой стране. Ведется по направлениям: «грамотность общая», «математическая» и «естественнонаучная». Особое внимание отводится пониманию ключевых понятий, овладению научными методами, умению эксплуатировать знания в разнообразных ситуациях. На выполнение каждого задания отводится два часа. Программа осуществляется Консорциумом из ведущих международных исследовательских организаций при участии национальных центров и организаций ОЭСР. В Консорциум входят Нидерландский национальный институт педагогических измерений, Служба педагогического тестирования США, Национальный институт исследований в области образования (NIER, Япония) и др.

"