Posted 17 декабря 2012,, 20:00

Published 17 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:21

Updated 8 марта, 05:21

Смотрят свысока

Смотрят свысока

17 декабря 2012, 20:00
Наши граждане сегодня все активнее пересаживаются на внедорожники и кроссоверы. По статистике, в общем объеме продаж новых автомобилей за 10 месяцев текущего года доля машин этого сегмента превзошла показатель в 30%. Автомобилистов, судя по всему, не пугает ни внушительный расход топлива у «проходимцев», ни дорогая стр
Сюжет
Бензин

По информации аналитического агентства «Автостат», за 10 месяцев 2012 года в России было зарегистрировано 694 тысячи автомобилей классов «кроссовер» и «внедорожник». Наиболее быстрорастущий сегмент – компактные кроссоверы. Так, объем продаж в сегменте компактных кроссоверов в России в январе – октябре текущего года вырос на 44%. Специалисты одной из служб маркетингового анализа российского авторынка в свою очередь отмечают: в период с 2007 года по январь – август 2012-го доля внедорожников на рынке легковых автомобилей выросла с 14,5% до 28%.

Эксперты, опрошенные «НИ», уверены, что дело не столько в моде на автомобили с большим дорожным просветом, сколько в жизненной необходимости. «Совершенно очевидно, что покупка джипа – отнюдь не лучшее вложение денег, – заявляет в беседе с корреспондентом «НИ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Однако я бы не стал говорить о том, что большинство обладателей внедорожников из той категории граждан, которые считают, что понты дороже денег. Вовсе нет! Если говорить о Москве, то сегодня многие ее жители стараются всеми возможными способами сбежать из мегаполиса, который становится все менее и менее приспособленным для жизни. Люди сдают квартиры, а сами уезжают жить за город. Однако там, за городом, без машины с полным приводом и хорошим дорожным просветом придется очень нелегко».

Кроме того, говорит Виктор Травин, в последние годы по российской столице стало крайне тяжело ездить: «Бывает, что приходится и через бордюр перемахнуть. На легковушке чаще всего это просто невозможно». Многие россияне делают выбор в пользу джипов еще и потому, что они считаются более безопасными. Достаточно просто изучить сводки дорожно-транспортных происшествий, чтобы понять: в случае фронтальных ударов остаться в живых и серьезно не пострадать больше шансов все же у тех, кто передвигается на внедорожнике. Этот факт нельзя сбрасывать со счетов, особенно сегодня, в условиях бешеного движения и огромного числа неквалифицированных водителей. Высокий спрос на машины этого класса является «грустным показателем», продолжает эксперт. «Это говорит о том, что в России очень мало дорог с хорошим покрытием и что их плохо чистят в зимнее время, – сетует собеседник «НИ». – Когда я сказал своим немецким знакомым, что являюсь обладателем джипа, они меня тотчас же переспросили – дескать, я наверняка живу в деревне? Европейцы не могут понять, для чего городскому жителю требуется внедорожник. В той же Германии я лично видел главу муниципалитета, который ездил на машинке, похожей на Daewoo Matiz. И никому там не приходит в голову, что это унизительно или не престижно».

Однако автомобили с постоянным или подключаемым полным приводом пользуются популярностью не только у москвичей. Менеджер Сергей Солодовников из Самары рассказал «НИ», что недавно продал свой седан, после чего оформил кредит и приобрел внедорожник. «Устал каждую зиму застревать во дворе своей пятиэтажки, – объясняет мужчина. – Вот и не выдержал, решил, что за комфорт готов больше платить за бензин. А автомобиль у меня на аппетит не жалуется: «кушает» больше 20 литров на 100 километров. Да и за страховку теперь приходится платить в два раза больше». Выходит, что Сергей Солодовников – едва ли не типичный российский покупатель автомобиля с полным приводом. Рыбаки и охотники в этом сегменте занимают, вопреки широко распространенному мнению, отнюдь не первое место. Плохо убранные дороги, сугробы по пояс и вопрос безопасности – вот основные причины, по которым многие автомобилисты делают выбор в пользу больших автомобилей.

Российские власти практически ничего не делают для того, чтобы стимулировать продажи малолитражных автомобилей, сетует в беседе с «НИ» лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. «Люди должны быть заинтересованы в приобретении маленького автомобиля, – отмечает наш собеседник. – Однако никаких ощутимых стимулов мы не видим. Вот и получается, что на сегодняшний день можно практически за одинаковые деньги приобрести подержанный джип или же новую малолитражку». По его мнению, владельцы малолитражек, которые занимают меньше пространства на парковках и наносят не столь значимый урон экологии, должны получать всяческие бонусы. «Например, для них должен быть значительно снижен транспортный налог. Можно рассмотреть и возможность бесплатной заправки топливом таких машин. Если у владельцев небольших машин появятся серьезные привилегии, уверен, что часть обладателей внедорожников задумаются, а не пересесть ли им на автомобили попроще», – резюмирует г-н Канаев.

Однако сегодня уже трудно заставить россиян отказаться от автомобилей с повышенными внедорожными качествами, уверен эксперт одного из российских аналитических агентств Анатолий Вакуленко: «Рост продаж кроссоверов объясняется увеличением объема доступного предложения автомобилей в таком кузове. Прежде всего речь о массовом выпуске относительно недорогих (в пределах одного миллиона рублей) кроссоверов со стороны корейских, японских и французских автопроизводителей». Помимо этого, по словам г-на Вакуленко, продажи кроссоверов стимулирует и низкое качество дорожного покрытия, и неудовлетворительная работа коммунальных служб в большинстве регионов нашей страны.

Однако российская любовь к большим, мощным и дорогим внедорожникам объясняется отнюдь не только плохими дорогами. К примеру, две трети автомобилей, продаваемых компанией Porsche в России, – это Cayenne. BMW нигде, кроме США, не реализует больше моделей X5M и X6M, чем в Москве и в Санкт-Петербурге. В нашей стране каждый месяц регистрируется больше новых автомобилей Cadillac Escalade, чем в остальной Европе за целый год.

«Не секрет, что многие россияне приобретают такие машины не из-за внедорожных качеств, а для того, чтобы самоутвердиться на дороге, – отмечает в беседе с «НИ» психолог Наталья Мишина. – В России так сложилось, что именно автомобиль во многих случаях подчеркивает статус владельца. Известно также, что с обладателями подобных машин на дороге предпочитают не связываться, да и вообще к ним относятся с большим уважением, нежели к другим участникам движения. Например, их не прогоняют с левой полосы, мигая дальним светом фар». По словам собеседницы «НИ», во многом по этой причине на внушительного вида кроссоверах предпочитают ездить не только брутальные мужчины, но и вполне хрупкие девушки.

«В большинстве цивилизованных стран даже преуспевающему бизнесмену не стыдно ездить на малолитражке, – продолжает психолог. – Однако это явно не про нас. На мой взгляд, сегодня вряд ли какие-то бонусы заставят россиян отказаться от покупки крутого джипа в пользу машинки со слабым двигателем и не очень «серьезной» внешностью».

Однако дело не только в национальной «традиции», но и в бесспорном эгоизме современных автомобилистов, констатирует доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра: «Мы виним власти в бесконечных пробках, неразвитой транспортной инфраструктуре, а сами тем временем приобретаем большие машины, на которых зачастую ездим по одному. И не стесняемся занимать столько парковочного места, сколько хватило бы как минимум для двух малолитражек. Над этим нам всем действительно стоит хорошенько задуматься».

НЕМЦЫ ПРЕДПОЧИТАЮТ НЕДОРОГИЕ И ЭКОЛОГИЧНЫЕ МАШИНЫ

У рациональных немцев понятие «престижный автомобиль» в голове почти отсутствует. Машины в восприятии немецкого автовладельца бывают в первую очередь экономичные и неэкономичные. Оно и понятно, ведь литр 95-го бензина здесь стоит уже 1,7 евро, в пересчете на наши – 68 рублей. По данным недавно проведенного опроса социологического института Emnid, при покупке автомобиля его экономичность считают «чрезвычайно важным аргументом» 51% респондентов, а не обращают внимания на расход горючего всего 12% опрошенных. И то, что за последние десять лет средняя мощность новых автомобилей возросла со 118 до 138 лошадиных сил, означает лишь тот отрадный факт, что мощные моторы стали гораздо более экономичными. Наверное, именно поэтому в нынешнем году центр автомобильных исследований CAR констатировал некоторое увеличение спроса на машины с мощным двигателем.
Первое место, по данным статистики, в списке любимых автомобилей немецкого автолюбителя занимает Volkswagen Golf четвертого поколения с двигателем объемом 1,4 литра. На втором месте – предшественник этой модели. Замыкает первую тройку Mercedes С-класса. Далее следует Renault Twingo, Volkswagen Polo, Opel Corsa второго поколения с двумя вариантами двигателей, Ford Ka и еще две модификации Volkswagen Golf. Особой вместимостью в этом списке отличается лишь Mercedes.
Едва ли не главной характеристикой, влияющей на показатель престижности автомобиля, является для немцев также его экологичность. Машинам, наносящим вред природе, даже запрещен въезд в центр Мюнхена. Согласно современным стандартам, необходимо, чтобы легковой автомобиль выбрасывал не более 180 граммов СО2 на километр. Помимо этого в контексте экологичности автомобилисты учитывают также шумность автомобиля, количество и тип загрязняющих веществ, которые выходят вместе с выхлопом, ну и пресловутый расход топлива, который вредит не только кошельку, но и окружающей среде.
Погони за суперкарами в Германии не наблюдается. Немецкий миллионер может, конечно, иметь в своем гараже Ferrari 458 или BMW M5 «на выход» в свет, но ездить предпочитает (причем без ущерба для самолюбия) на «обычной», не выделяющейся в автомобильном потоке машинке, хотя и обладающей всеми необходимыми достоинствами.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"