Posted 18 ноября 2018, 16:33
Published 18 ноября 2018, 16:33
Modified 7 марта, 16:09
Updated 7 марта, 16:09
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ
«В октябре сенат США принял резолюцию, посвященную 85-й годовщине Голодомора 1932-1933 гг. в Украине. В этом году также отмечается 85-я годовщина голода в Казахстане - малоизвестного сталинского преступления устрашающих масштабов, оставшегося без внимания в мире, - пишет Сара Кэмерон в статье «Забытый советский голод», опубликованной в The Wall Street Journal. - Но казахская катастрофа не привлекла практически никакого внимания на Западе. Почему?.. Резолюции сената, подобные тем, что касаются Украины, достигают незначительных результатов, но показывают, что США считают достойным помнить и не пренебрегать историей».
Сколько людей в СССР было согнано со своих дворов и сослано в годы коллективизации - точно неизвестно. «Раскулачивали» по трем «категориям». Одних загоняли в лагеря, других отправляли на «спецпоселение» в Сибирь и Казахстан, третьих - выселяли в пределы своей области. Есть справка ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом) от 6 июня 1930 года. Только за 4 месяца «раскулачено» 321 808 хозяйств. Сводных данных нет.
Попробуем подсчитать сами.
К 1928 году в стране было 25 миллионов частных крестьянских хозяйств. По секретной Инструкции ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 года, раскулачиванию подлежало 3-5 процентов от общего числа. Но местные власти, активисты, комсомольцы разоряли всех, кто богаче их. В некоторых районах «раскулачили» до 20 процентов хозяйств. Например, по справке информационного отдела ОГПУ, в Куровском районе Московской области вместо намеченных 300 хозяйств «раскулачили» 400. В их число попали и 70 хозяйств рабочих, у которых описали даже одежду и обувь. То есть «перевыполнили план» на 33,3 процента.
Возьмем среднюю цифру - 10 процентов. Это значит — разорили, разграбили 2,5 миллиона хозяйств.
Средний размер крестьянской семьи в 1929 году - 5,52 человека. (Расчет сделан по данным Московской, Ленинградской, Тверской, Смоленской областей, Западной Сибири, Татарской и Карельской АССР.)
Это значит, 13,8 миллиона, от стариков до грудных детей, лишили имущества, выгнали на улицу, отправили в лагеря, в спецпоселения.
По заключению специальной комиссии Госдумы РФ (2008 г.), на территории СССР «в результате голода, вызванного насильственной коллективизацией… в 1932-1933 годах погибло около 7 млн человек».
Самый страшный голодомор был в Казахстане.
Профессор Мэрилендского университета Сара Кэмерон свою статью в The Wall Street Journal назвала «Забытый советский голод». Это не совсем точно. Забыть можно то, что знал. А о голоде в Казахстане многие просто не знали. Трагедия России, Украины была на виду, а Казахстан тогда находился на периферии мира, далекие края.
Конфискация и реквизиция начались там с 1926 года. К 1933 году из 40 миллионов голов скота осталось 4 миллиона. (Архив президента Республики Казахстан.) Они принадлежали созданным колхозам и совхозам.
Казахский голодомор - самый страшный в силу исторических и этнических особенностей.
Для казахов тотальная конфискация была гибельнее, потому что они тогда не знали земледелия. Жило суеверие, что вторгаться в чрево земли - святотатство. Они только скотину держали и обменивали мясо, молоко и масло на муку, сахар, ситец. И если русский, украинец, узбек, немец по весне хоть корешок выращивал в своем дворике, то казахи моментально остались без пропитания. Бычок или овца - не мешочек с зерном, не спрячешь в яме.
Казахи стали вымирать сотнями тысяч.
Писатель Камил Икрамов, сын первого секретаря ЦК КП(б) Узбекистана Акмаля Икрамова, с ужасом вспоминал, как он, мальчишкой еще, трое суток ехал из Ташкента в Москву в салон-вагоне своего отца через казахскую степь - и вся степь, от горизонта до горизонта, была устлана трупами.
Из сводки ОГПУ, 31 марта 1933 г. (До 1936 года Казахстан назывался КазаКстаном, а казахи – казаКами. – С.Б.):
«Казакстан. В г. Аулие-Ата с 11 по 16 февраля с. г. задержаны: 1) на рынке женщина с частями человеческого тела в вареном виде. По заключению суд. мед. эксперта, части тела от ребенка в возрасте 6-7 лет; 2) на узбекском кладбище мужчина-казак с ребенком в изрубленном и сваренном виде…
Обнаружена убитая женщина-казачка 22 лет, разрезанная на части (мясо на бедрах и руки отсутствовали). Находившемуся под стражей в Каракалинской исправтрудколонии Шекенову в качестве передачи в камеру принесли мясо человека».
Из письма Нургалия Дуйсенбинова, аулсовет № 4 Максимо-Горьковского района - Председателю ВЦИК М.И. Калинину, 10 февраля 1932 года:
"Все население, проживающее в Казакстане, умирает от голода... Весь скот сдан государству… питаться населению нечем. В дальнейшем в Казакстане население существовать не может».
Из докладной записки врача Крамера (Северо-Казахстанская область, 1932 год):
«Дети, как правило, погибают до 2-3 лет. В течение зимы в ряде аулов вымерла вся молодежь».
Писатель Гафу Каирбеков:
"Тургай. На улицах много взрослых людей. Они идти не могут, ползут на четвереньках. А некоторые уже недвижны, лежат на дороге, как бревна. Выбежал я однажды погулять, и меня схватили чьи-то руки. Я - вырываться. А сколько мне было... ну, года четыре. Хорошо, бабушка на помощь подоспела, крик подняла. Потому-то и наказывала несколько раз за день: «Не ходи за ворота – съедят!»
«Погибло более 1,5 миллиона людей. Около трети всех казахов умерли…» - пишет Сара Кэмерон. Здесь она, вероятно, просто сопоставляет данные переписей 1926 и 1939 годов. Но – не учитывает демографических процессов, прироста населения.
По переписи 1926 года казахов в Казахстане насчитывалось 3 713 394 человека. (Демографы допускают недоучет ввиду кочевого и полукочевого образа жизни.)
Через 13 лет, по переписи 1939 года - 2 313 674.
Если учесть и отнять прирост населения за 13 лет, можно сделать вывод, что «в результате коллективизации» в Казахстане умерло от голода 50 процентов этнических казахов. Каждый второй. Численность казахов до уровня 1926 года восстановилась только к 1970 году.