Posted 17 ноября 2014,, 21:00

Published 17 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:07

Updated 8 марта, 04:07

«Паника была жуткая»

«Паника была жуткая»

17 ноября 2014, 21:00
Следственный комитет РФ возбудил вчера уголовное дело по факту возгораний в 16 квартирах в Пресненском районе Москвы. Причиной происшествия, по данным столичных властей, оказалась поломка, приведшая к резкому повышению давления в газовой магистрали. По состоянию на вчерашний день в больницах оставались двое пострадавши
Сюжет
Газ

Ответственным за аварию грозит до двух лет колонии по части 1 статьи 238 УК РФ «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Об этом сообщалось вчера на сайте СК РФ. По сведениям правоохранителей, к возгораниям привело то, что коммунальщики Пресненского района «проводили работы, не отвечающие требованиям безопасности здоровья потребителей, что привело к резкому повышению давления газораспределительной сети». Возникшая утечка бытового газа и спровоцировала ЧП.

Заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков в понедельник привел иную версию причины аварии. «Сегодня мы считаем, что на какие-то доли секунды не сработал редуктор сброса газа, то есть можно говорить о технической неполадке в работе этой системы закрытия», – сказал г-н Бирюков. Кроме того, по его словам, в ходе проверок были выявлены нарушения герметичности порядка 500 газовых плит в квартирах Пресненского района.

Пострадавшие в результате пожаров вправе рассчитывать на страховые компенсации до 2 миллионов рублей, заявил вчера президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев. Петр Бирюков добавил, что семьи, после пожара разместившиеся в гостиницах, получат компенсации расходов из столичного бюджета. Ко вчерашнему дню в столичных больницах оставались двое из двенадцати пострадавших. Им 89 и 62 года, их состояние удовлетворительное: речь идет не об ожогах, а об отравлении продуктами горения.

Как убедилась корреспондент «НИ», вчера в районе, где произошли взрывы, весь день ощущался запах гари. Всюду сновали сотрудники Мосгаза, некоторые из которых развешивали на окрестных домах объявления: «17 ноября с 7.30 до 15.00 будет проводиться ревизия газового оборудования в ваших квартирах. Просим быть дома». После проверки старые плиты выносили и увозили на грузовых «газелях». «Мне кажется, они хотят свалить всю вину на то, что плиты были старые. Но это не так, наши соседи, у которых сгорела квартира, недавно плиту поменяли, да и мы тоже», – рассказала «НИ» Татьяна Овсянникова, жительница дома 18 на Шелепихинской набережной.

К сожалению, женщина оказалась среди пострадавших. «Я была на кухне, но ничего не готовила. Услышала шипение от плиты, позвала мужа. Он решил проверить, начал крутить ее ручки, и вдруг все вспыхнуло. Неравномерное пламя стало быстро расти. Видимо, какое-то облако газа уже было в квартире. Муж быстро отодвинул холодильник и перекрыл газ на трубе, а пламя мы залили водой», – рассказывает Татьяна. Однако злоключения на этом не закончились: вскоре в квартиру проник дым и запах гари. «Мы не сразу поняли, что горит соседняя квартира. Я стала звонить в Мосгаз и кричать, не поступали ли к ним сигналы из 18-го дома, но девушка молча перевела звонок, и долго шли длинные гудки. Я не дождалась ответа, набрала пожарных, и тут все отключилось: телефон, свет. У меня началась жуткая паника. Было очень страшно, я молилась, кричала с балкона. Муж открыл дверь в коридор, а там все черное. Не знали, как выйти. Еле выбежали с полотенцами на лицах», – продолжает свой рассказ Татьяна. Уже потом она узнала, что эвакуировать людей начали почему-то с первых этажей, а до них дошли уже в последнюю очередь. Дым и копоть, как оказалось, шли из соседней квартиры: их соседка готовила ужин в момент, когда произошел взрыв. Пламя потушить она не смогла, быстро собрала детей и выбежала из квартиры. Квартира выгорела полностью. «Пожарные приехали, когда пламя только начало выбираться в коридор. Все потушили быстро, но нижние квартиры, конечно, залило», – говорит Татьяна.

Сотрудники Мосгаза долго инспектировали квартиры в пострадавшем районе.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

«Сейчас у нас квартира до сих пор плавает, все сырое. Ночевали в соседней комнате, куда вода не добралась: только подтеки», – поведала корреспонденту «НИ» жительница квартиры, которая находится прямо под сгоревшей. Корреспонденту «НИ» удалось увидеть место пожара. Завалы в почерневших комнатах уже с утра начали разбирать рабочие. Лестница мокрая начиная с 6 этажа, а во всем подъезде стоит запах гари.

«Супруге моего друга позвонила соседка и спросила, есть ли у них газ. Тогда Ольга Александровна подошла к плите, открыла газ и произошел взрыв. Женщина сориентировалась быстро, потушила свой воспламенившийся халат, перекрыла с мужем газ. Мне повезло, меня о непонятном шипении в трубе предупредила соседка. Я сразу перекрыл газ, не трогая плиту», – рассказал «НИ» местный житель Анатолий Косаримов.

Дома, где взорвался газ, можно определить по стоящим рядом машинам сотрудников Мосгаза, почерневшим окнам и стенам. У многих вместо стекол – картон. Житель дома 11, корпус 1 по Шелепихинскому шоссе Борис рассказал корреспонденту «НИ», что газ в какой-то момент пропал во всем доме. «Люди начали выяснять, что с плитой, крутить ручки, и все начало взрываться. У нашей соседки одновременно взлетели вверх четыре конфорки. Многие быстро справились с пожаром, а вот на пятом этаже в одной квартире не успели», – рассказал мужчина. Там, как увидела корреспондент «НИ», тоже разбирают сгоревшие предметы и вещи, а весь этаж покрыт копотью.

У дома номер 1 по Причальному проезду тоже стоят сотрудники Мосгаза и местные жители. «На первом этаже у соседки сгорела кухня. Я живу на втором и у нас за стеной у соседей взорвалась газовая труба. Я же услышала шипение из кухни, а потом в квартиру повалили дым и копоть», – рассказала «НИ» жительница дома Ирина Куликовская. Ее семья не осталась в квартире и ночевала у соседей. «Нас заставляют подписать бумагу на подключение газа, но я этого не сделаю, пока ко мне не придут и все тщательно не проверят. Они только пришли, осмотрелись, и ушли. Я не хочу остаться без дома», – продолжила женщина. Она пожаловалась, что дом очень старый, но в нем ничего не ремонтируется: «Боюсь, сейчас все начнут пользоваться электричеством, и мы будем гореть уже по другой причине».

Во многих домах весь вчерашний день не было электричества, тепла, и, конечно, газа.

Напомним, взрывы бытового газа за последние годы случались в столице дважды: 30 октября в результате взрыва на улице Миклухо-Маклая погиб пожилой москвич, а в мае подобное ЧП произошло в здании на Кутузовском проспекте, где жили сотрудники посольства США.

Похожая авария с более серьезными последствиями случилась два года назад в городе Сестрорецке под Санкт-Петербургом, напомнил «НИ» президент группы компаний «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко: и тогда, и сейчас сбой произошел на газораспределительном пункте из-за неисправности оборудования. «Все эти процессы контролирует автоматика, так называемые тарельчатые клапана, которые могли быть не очень хорошего качества и поэтому «залипнуть», – отметил эксперт. Аналогичных аварий собеседник «НИ» не припомнит: «Надеюсь этот случай станет втором и последним».

"