Posted 17 ноября 2004,, 21:00

Published 17 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Обману.net

Обману.net

17 ноября 2004, 21:00
Вчера Госдума во втором чтении приняла ряд поистине революционных поправок к Закону РФ «О защите прав потребителей». Впервые в российском законодательстве появилась отдельная статья, регламентирующая отношения покупателей с доселе почти бесконтрольными интернет-магазинами. Беда в том, что нововведение коснется только л

Как утверждает официальная статистика, в 2003 году объемы интернет-торговли в России составили порядка 200 млн. долларов. И это только вершина виртуального айсберга, ведь чуть ли не половина отечественных сетевых магазинов действует нелегально, а все деньги проходят мимо прищурившегося налогового ока. А ведь в Интернете уже давно можно укупить буквально все: от автомобилей и яхт до бытовой техники и книг. Впрочем, по сравнению с американской интернет-торговлей, наша пока выглядит детской шалостью. Граждане США за тот же 2003 год через Всемирную паутину купили различного добра на 54,9 млрд. долларов. А по прогнозам, в 2004 году эта цифра достигнет 123 млрд. долларов.

Тем не менее российский вариант этого бизнеса испытывает довольно серьезный рост – примерно 30% в год. И уже многие крупные «реальные» торговые сети примеряются к «виртуальным» торговым площадям. Секрет кроется в простоте и выгоде подобного вида деятельности – для работы интернет-магазина не нужна дорогостоящая аренда помещений, штат продавцов, кассиров, администраторов, охраны. Только склад, веб-мастер, пара телефонных консультантов и служба доставки. Да и клиентам удобнее: выбрал на экране компьютера понравившуюся модель, скажем, холодильника, заполнил небольшую анкету, и на следующий день тебе привозят нужный товар. Но российский бизнес – он всегда российский, пусть даже и в Интернете.

«Я довольно серьезно изучал работу интернет-магазинов, – рассказал «Новым Известиям» депутат Госдумы Юрий Медведев, который как раз и внес упомянутые поправки к Закону о защите прав потребителя. – Самое интересное, что Россия – едва ли не единственная страна, где успешно существует этот вид предпринимательской деятельности, но он вообще никак не отражен в законодательстве. Мы обсуждали законопроект с экспертами, юристами и считаем, что на данный момент он должен заполнить пустующую нишу. После вступления поправок в силу мы примерно год будем следить за тем, как они реально работают и приобретает ли наш электронный бизнес цивилизованные рамки. И после этого уже будем принимать решения о принятии новых законов».

Как признаются в Думе, на принятие поправок депутатов толкнули многочисленные обращения людей, пострадавших от недобросовестных «дистанционных продавцов». А таких в России уже немало. «Я заказал через вроде бы солидный интернет-сайт дорогой фотоаппарат, – рассказал «НИ» москвич Сергей Васильев. – Приехал курьер, все объяснил, получил деньги, отдал камеру, гарантийный талон и уехал. А через две недели фотоаппарат сломался. Телефоны интернет-магазина не отвечали, а когда я повез испорченную камеру на сервис, там отказались ее принимать, сказали, что гарантийный талон – фальшивый. А интернет-магазин просто закрылся».

Суть думских поправок проста. Отныне в Законе о защите прав потребителей появится статья 26, которая посвящена сложным взаимоотношениям интернет-продавцов с интернет-покупателями. Закон обяжет торговца предоставлять клиенту полную информацию о товаре и способе его оплаты, а также все реквизиты продавца, еще до заключения договора. А в момент доставки товара покупателю должны еще раз напомнить эти сведения, причем в письменном виде. Также потребитель вправе отказаться от покупки в промежуток времени от заказа до получения и в течение десяти дней после доставки товара. Исключение составляют вещи, изготовленные по индивидуальному заказу, например, футболка с изображением улыбающегося лица клиента, или товары, в принципе не подлежащие обмену. В случае отказа продавец обязан вернуть все деньги за вычетом суммы, потраченной на доставку.

Парадокс в том, что эта полезная статья будет действенной, только если речь идет об интернет-магазине, работающем в правовом поле. И претензии можно будет предъявлять только им. А конторы из серии «Вася&Петя», продающие через Интернет бракованные мобильные телефоны или расползающиеся по швам футболки, фактически останутся неподконтрольными. Найти владельцев подобных частных лавочек нереально.

Весной 2003 года Кировский суд Екатеринбурга удовлетворил иск Татьяны Ярошенко, заказавшей в интернет-магазине компьютер и приставку для телевизора на сумму более 100 тыс. рублей и не получившей вообще ничего. Однако решение суда осталось бесполезной бумажкой, так как сайт магазина оказался зарегистрированным в Ирландии, а его юридический адрес просто фальшивым.

Это лишь один из видов интернет-мошенничества. Широко распространена, например, кража номеров кредитных карточек. Клиент, выбравший понравившийся ему тостер, заполняет форму, указав данные своей кредитки. Однако затем выясняется, что такого тостера «нет на складе». И вообще там ничего нет. А через пару дней со счета неожиданно начинают исчезать крупные суммы денег, потраченные, например, на покупку «Порше» в Венесуэле.

«Добропорядочные интернет-торговцы страдают от подобных мошенников не меньше клиентов, – рассказал «НИ» Владимир, менеджер известного онлайнового магазина бытовой техники. – Из-за этого мы вообще были вынуждены отказаться от продажи товаров по кредитным карточкам. Да и доверия к нам подобные истории не добавляют. Будем надеяться, что новые поправки хоть как-то изменят ситуацию. Но если честно, коснутся они только серьезных компаний. Мошенники же продолжат обманывать народ».



КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИКОВ

В первую очередь проверьте реквизиты продавца. На сайте солидного интернет-магазина обязательно должны быть указаны юридический адрес торговца, точное название фирмы, телефон для связи. Выбрав товар, позвоните продавцу, уточните стоимость, способ доставки, гарантийный срок и возможность возврата денег. Кредитной карточкой лучше не расплачиваться: слишком велик риск потерять большую сумму денег. Большинство добросовестных продавцов берут плату либо при доставке товара курьером, либо высылают товар наложенным платежом. Существует еще ряд специальных платежных интернет-систем, но связываться с ними можно, только если вы хорошо разбираетесь в компьютере. При покупке вы обязательно должны получить кассовый и, по требованию, товарный чеки, а также гарантийный талон. Перед покупкой лучше проверить, не попал ли избранный вами интернет-магазин в распространяемые на различных форумах «черные списки». Там нередко можно наткнуться на правдивые отзывы о работе той или иной виртуальной торговой точки.


ОТЗЫВЫ ПОСТРАДАВШИХ ОТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ

ВАСИЛИЙ: Заказал через сайт www.....ru ноутбук за 2 тысячи долларов. Потребовали перевести на их счет тысячу в качестве предоплаты. Пока договаривался, все было замечательно, разговаривали со мной очень любезно. Как только деньги «ушли», ни ответа, ни привета. Телефон молчит, сайт не обновляется, на письма никто не отвечает.

DEVIL87: Ребята, никогда не пользуйтесь интернет-магазином видеотехники www.......com. Отдал курьеру 1200 долларов за цифровую камеру, позже оказалось, что она вообще подержанная. В ответ на претензии хамят и даже пугают «крышей». Что теперь делать, не знаю.


Александр ГЛУШЕНКОВ, адвокат, специалист в области интернет-права:

– На моей практике клиенты интернет-магазинов несколько раз пытались судиться с торговцами, продавшими некачественный товар или взявшими деньги ни за что. Но ни разу эти дела до суда не дошли. Принятые Думой поправки действительно нужны нашему законодательству. Хотя в принципе виртуальные взаимоотношения «продавец-потребитель» ничем не отличается от реальных. Только собирать доказательства сложнее. Где-нибудь в переходе жулики могут так же всунуть вам за большие деньги полную ерунду, и вы потом к суду их привлечь не сможете. А серьезные магазины всегда принимают претензии.

"