Posted 17 октября 2013,, 20:00

Published 17 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:50

Updated 8 марта, 04:50

До последней капли...

До последней капли...

17 октября 2013, 20:00
В только что опубликованном ежегодном докладе Всемирного энергетического совета (ВЭС) дается безрадостный прогноз: всех разведанных в мире запасов нефти хватит на 56 лет, а газа – на 55. Такие цифры аналитики ВЭС приводят, исходя из текущего уровня потребления углеводородов и данных по доступным запасам ресурсов: недоб

Прогнозы имеющихся запасов нефтегазовых ресурсов и как следствие сроков их истощения появляются регулярно вот уже более сотни лет. Первый подобный документ был обнародован аж в 1875 году. С тех пор настроение таких анализов не менялось – в разное время, начиная с середины прошлого века, ведущие мировые геологи, аналитики и эксперты Государственного департамента США, Международного энергетического агентства, Американского института нефти, нефтяного гиганта British Petroleum, даже Центрального разведывательного управления США и других исследовательских организаций давали пессимистичные прогнозы, что запасы нефти и газа на исходе. В качестве сроков критического истощения ресурсов, как правило, звучали приблизительные цифры в 30–50 лет.

«Очень важно понимать, что запасы подвергаются достаточно сложной классификации. И нужно точно знать, о каком виде запасов идет речь, – говорит заместитель директора Российского института стратегических исследований Игорь Прокофьев. – Если нужно показать, что запасов мало, то это всегда можно сделать, просто выбрав удобный вид классификации».

Но даже при таких негативных оценках развитие альтернативных источников энергии при всей их очевидной необходимости идет недостаточно быстрыми темпами. И они пока не могут составить нефти и газу серьезной конкуренции – доля альтернативных видов топлива в производстве всей мировой электроэнергии пока не превышает 5%. «Развитие альтернативных источников энергии – биотоплива, солнечной, атомной и гидроэнергетики – все это замечательно. И с каждым годом их доля в энергетике будет только расти. Но нефть и газ все равно еще очень долго, дольше заявленных 50 лет, останутся основными источниками энергии», – подтверждает директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский.

По его словам, слухи о скором исчерпании запасов нефти и газа уже привычны в энергетической отрасли. «Эти всегда примерно одинаковые цифры (40–50 лет до нефтяной «смерти». – «НИ») звучат уже довольно давно и имеют под собой мало оснований», – говорит эксперт. «Вопрос заключается в том, что есть такое понятие, как «запасы, экономически целесообразные для добычи при нынешних технологиях». Когда изменятся технологии, изменятся и прогнозы», – объясняет г-н Прокофьев.

Это подтверждает и мнение профессора Массачусетского технологического института Майкла Аделмана, что ошибки в прогнозах объясняются недостатком имеющихся знаний и разработкой новых технологий, позволяющих добывать нефть из ранее недоступных глубин. За последние годы был открыт ряд новых нефтяных месторождений – в России, Мексике, Китае. Существует возможность добычи нефти из битуминозных (т.е. высокой вязкости) песков в Канаде, Венесуэле и на российском побережье Северного Ледовитого океана. Также актуальны сегодня разговоры о добыче сланцевой нефти.

Разрабатываются новые технологии, дающие возможность выкачивать нефть из уже, казалось бы, исчерпанных месторождений. Более того, последние геологические исследования показывают, что углеводородные ресурсы, к которым относятся нефть и газ, вопреки общепринятой аксиоме об их невосполняемости, на самом деле возобновляются. Практика нефтедобычи показывает, что процесс миграции и формирования залежей углеводородов происходит достаточно быстро, в течение нескольких лет.

Однако, признают эксперты, при всем этом альтернативные источники, несмотря на свою малую пока долю, все же могут представлять определенную опасность для нефте- и газозависимой экономики России. Поэтому задуматься о ее диверсификации руководству страны и российским нефтегазовым корпорациям стоит уже сейчас.

И, по мнению многих экспертов, диверсификация российской экономики вполне реальна и выполнима, если не искать один товар, который сможет полностью заменить экспорт отечественных нефти и газа, а сделать ставку на развитие сразу нескольких направлений высоких технологий.

"