Posted 17 октября 2007,, 20:00

Published 17 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:31

Updated 8 марта, 08:31

Телефонная игла

17 октября 2007, 20:00
Зависимость от сотовых телефонов, или мобиломания, судя по всему, превращается в настоящую эпидемию. Людей, не способных ни дня прожить без телефона, только в России порядка 1 млн. человек. Между тем если раньше психиатры квалифицировали мобиломанию как легкое нервное расстройство, то сейчас речь идет уже о настоящем з

За последний год в психиатрии появилось несколько новых понятий – «звонкомания» и «телефонные галлюцинации». Такой диагноз западные психиатры ставят 80% своих пациентов, постоянно использующих мобильные телефоны. «Ко мне часто приходят люди с очень странными жалобами, – рассказывает директор исследований и разработок лаборатории перспективных технологий Стэнфордского университета Бен Фогг. – Многие люди, пристрастившиеся к сотовой связи, рассказывают, что чувствуют вибрацию, даже когда ее нет». Один из самых распространенных примеров мобиломании – ощущение телефонных вибраций в разных карманах и на поясе. «Полгода назад один из моих пациентов перестал носить мобильник у себя на ремне и теперь кладет его в карман пиджака, – продолжает г-н Фогг. – Однако до сих пор остаточные вибрации он ощущает именно там, где телефона уже нет».

Отмечают подобную тенденцию и отечественные специалисты. Постоянные страхи пропустить звонок оборачиваются для россиян настоящей телефонной манией – каждые 2–3 минуты им мерещатся звуковые сигналы. Как ни парадоксально, «мобильные» галлюцинации врачи сравнивают с фантомными болями ампутированных конечностей. «Печально, но больше половины активных пользователей сотовой связью страдают мобиломанией в крайней стадии, – поделилась с «НИ» психотерапевт Екатерина Нагорная. – Раньше они просто нервно вертели телефон в руках и просыпались ночью, чтобы проверить, не пришло ли сообщение. А сейчас они просыпаются оттого, что слышат телефонный звонок – даже когда его нет».

Эксперты отмечают: речь идет уже не просто о нервном расстройстве, тут впору говорить о новой болезни, которая рискует превратиться в настоящую эпидемию. По оценкам психологов, ей подвержены более 60% россиян. И если раньше зависимость возникала примерно через полгода, то теперь у многих пользователей мобильной связи она развивается уже через 2–3 недели. «Период так называемой адаптации проходит намного быстрее, потому что желание быть на связи культивируется буквально везде, – пояснила «НИ» психолог Ольга Хохлова. – Нередко подобная зависимость приводит к очень серьезным последствиям – бессоннице, истерикам, паранойе, различным маниям. И лечить «сотовую» болезнь намного сложнее, чем другие нервные расстройства, потому что владельцы мобильников зачастую не осознают, что им действительно нужна помощь». Г-жа Хохлова отмечает, что в российской практике были случае, когда мобилозависимых людей даже помещали в психиатрические клиники.

Врачи уже составили список профессий, чаще всего подверженных «фантомным» болезням. «Почетное первое место мобильных параноиков заняли менеджеры средних и крупных организаций, – поделилась с «НИ» психотерапевт клиники «Преображение» Анна Столпникова. – На втором месте – журналисты и специалисты по пиару, находящиеся в состоянии постоянного стресса. Третье и четвертое места разделили между собой юристы и бухгалтеры – с цифрами и документами, как показывает практика, работается крайней нервно. Много мобиломанов и среди студентов и школьников. Это болезнь в основном молодых».

"