Posted 18 сентября 2016,, 07:34

Published 18 сентября 2016,, 07:34

Modified 8 марта, 02:47

Updated 8 марта, 02:47

Царь неприкаянный. За фигурой Ивана Грозного видны финансовые скандалы

Царь неприкаянный. За фигурой Ивана Грозного видны финансовые скандалы

18 сентября 2016, 07:34
Орловский губернатор «пересаживает» Ивана Грозного с места на место. Местные жители негодуют, а журналисты раскрывают новые подробности того, как городу «за бесплатно» достался памятник стоимостью 25 млн рублей.

Торжества в Орле по случаю 450-летия явно затянулись: давно пора похмеляться - салют был еще 5 августа, уголовные дела по недострою юбилейных объектов уже возбуждены, перекрытые крыши текут, дважды уложенные набережные смывает, а памятнику Ивану Грозному – любимому детищу губернатора Вадима Потомского - все нет места на этом празднике жизни.

Переменили уже пять площадок, ни одна не подошла: то масштаб не царский, то выбранное место занято и надо сносить пару-тройку исторических объектов, то культура мешается, то общественность протестует. Театр юного зрителя, например, перед парадным подъездом которого губернатор особенно настойчиво водружал царя, сопротивлялся так яростно, что даже районный суд посоветовал властям поумерить пыл до вынесения судебного решения по этому вопросу.

В самом деле, царь царем, можно любить его до умопомрачения, но надо же учитывать, что дети, выходя из театра, прямиком попадают под хвост коню. А там, знаете ли, хоть и в бронзе, но вылеплено все как вживую, да и коняга не маленькая - 5 метров высотой. После зрелища такой силы – любой спектакль насмарку!

Протестующие жители Орла

Губернатор, скрепя сердце, вроде бы отступился и ТЮЗ может вздохнуть свободно. Но теперь перехватывает дыхание у орловских верующих. В последнем интервью областному ТВ Потомский заявил, что памятник Грозному, скорее всего, поставят рядом с Богоявленским собором, по соседству с монументом Серафиму Саровскому. Напрашивавшийся вопрос - как уживутся почитаемый в народе святой и царь, которого православная церковь считает тираном, - был предупрежден обещанием впоследствии перенести Грозного в другое место, если соседство кому-то это не понравится. Соцсети моментально отреагировали встречным предложением – «приделать памятнику колесики и перевозить по надобности» или вообще - «отправить туда, где взяли».

Митинги протеста в Орле

Да что ж это за коллизия такая! Орел, стараниями губернатора Потомского, обреченный прославиться как город, где установлен «первый и единственный в стране памятник Ивану Грозному», всеми силами отбивается от этой чести, а сама история с неприкаянным царем и настойчивыми попытками Потомского приткнуть его хоть куда-нибудь, с каждым днем обрастает все новыми скандалами, анекдотами, слухами и подозрениями, что не все тут чисто.

Другого развития событий и ожидать было трудно, если вспомнить, как вообще возник этот памятник в жизни Орла. Незадолго до юбилея свалился он на голову в виде дара от общественного международного фонда славянской письменности и культуры. Вадим Потомский горячо приветствовал инициативу фонда, к руководству которого по счастливому стечению обстоятельств имел отношение его близкий друг Михаил Соколовский, «за бесплатно», как утверждалось, удруживший Орлу памятник стоимостью 25 млн рублей.

Царь к показу готов. прибыл в Орел на платформе грузовика

Учитывая череду скандалов, связанных с друзьями губернатора, общественность напряглась, а орловская газета «Красная строка» накопала о дарителе кое-что интересное. Соколовский, подвизающийся сейчас на ниве славянской письменности и культуры, в недавнем прошлом - вице-губернатор Корякского автономного округа. В 2005 году он был приговорен к трем годам лишения свободы за «превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий».

Последствия — это срыв отопительного сезона в округе. Как установило следствие, чиновник заключил с московской компанией «Стройтекс» договор о поставках топлива в автономию без проведения обязательного конкурса. Выбор на эту компанию пал потому, что Соколовский ранее занимал там одну из ведущих должностей. Когда же администрация Корякии перечислила на счет фирмы около 57 млн руб., топливо в регион поставлено не было, а деньги со счетов ЗАО исчезли.

В 2007 году Михаил Соколовский получил еще один срок — пять лет и восемь месяцев строгого режима. На этот раз суд признал его виновным в мошенничестве в особо крупном размере. По версии следствия, он занял у гендиректора ЗАО «Спецвысотстрой» 4,5 млн руб. под обещание предоставить под застройку земельный участок в Подмосковье, но ничего не предоставил и деньги не вернул, даже несмотря на решение суда, которое обязывало его рассчитаться.

Люди, конечно, меняются, и утверждать ничего нельзя, но «благотворительный» проект «Иван Грозный» за 25 млн рублей, подвернувшийся Орлу перед юбилеем, подозрительно смахивает на коммерческое предприятие, в котором у каждого – от инициаторов до скульпторов и «дарителей» - имеется свой маленький денежный интерес, который надо по-быстрому «попилить», пока осчастливленные орловцы не опомнились. А чем иначе объяснить тот напор и скорость, с которыми злополучную скульптуру протаранили в город, растеряв по пути две трети ее изначальной композиции? Ну не идеологической же пургой о восстановлении исторической справедливости в отношении «оболганного массонами царя»?

Пикеты местных жителей

«Юбилей на носу, все разворочено, а нам уже третий памятник ставят «как подарок», - сопротивлялась натиску Светлана Четверикова, судя по стенограмме, единственная из депутатов горсовета, не побоявшаяся усомниться в целесообразности «преподнесенного подарка». - Но есть же определенный порядок. Проводится конкурс скульпторов, архитекторов, побеждает лучший проект, потом обсуждает общественность, решается, где устанавливать… Люди спрашивают, кто автор? Кто скульптор? Скоропалительную установку пора прекратить и вернуться к правилам».

На нее зашикали: какие правила? Памятник дают бесплатно, большая выгода для Орла, надо брать и не выпендриваться. Автором будущего памятника оказался Олег Молчанов, заслуженный художник России и мастер лирико-драматического пейзажа, как он сам себя позиционирует в соцсетях. Михаил Соколовский отрекомендовал его еще и как выдающегося скульптора патриотической направленности, что тут же было подтверждено макетом трехфигурной конной композиции: Иван Грозный, опричник и монах, олицетворяющие собой исконно русский девиз «За Веру, Царя и Отечество». Депутаты пришли в восторг, эскиз дружно утвердили.

Сюрпризом стало, что Молчанов памятник практически сваял, исполнители из костромского ООО «ФёдорБюро» доводят детали на одном из московских заводов. Дело за малым – до 5 август найти место для конюшни и торжественно ее открыть. Эскиз изделия широко разошелся по СМИ, и это, похоже, его сгубило.

Несостоявшийся вариант памятника Ивану Грозному сотоварищи

Известный скульптор, преподаватель кафедры скульптуры российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ирина Макарова на своей странице в интернете сделала сенсационное заявление, что эскиз данного памятника похищен у нее. Именно она, скульптор Макарова, имеет все авторские и имущественные права, подтвержденные юридически и документально, на выставленную работу, и ставит в известность профессиональную общественность, что эскиз получен художником Олегом Молчановым обманным путем для прохождения градостроительного совета города Орла, и в настоящее время должен быть возвращен его владельцу.

По словам заявительницы, «в прошлом Олег Молчанов уже задействовал чужие эскизы и труд сторонних скульпторов, после чего выступал как автор и устанавливал работы самостоятельно». Фонд славянской письменности и культуры на доводы Ирины Макаровой не отреагировал, в Орле нарушение авторских прав и вовсе не заметили. Но угроза Макаровой подать в суд, тем не менее преобразила будущий памятник до неузнаваемости: опричника и крестьянина вместе с лошадями отсекли, гриву царского коня перебросили слева направо, а самому Грозному поправили лицо так, что он стал как две капли воды похож на Юрия Яковлева в роли Ивана Васильевича Бунши из кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Последний царский макияж

Что интересно, памятник, лишившийся двух конных фигур, по-прежнему стоит как полноценный – 25 млн. По информации, дошедшей до Орла из города Александрова Владимирской области, три года назад им всю конюшню продавали за 6 млн, потом за три миллиона, но они ее все равно не взяли. «Не подошла нам их скульптура, - подтвердила «Новым Известиям» зам. главы района Елена Шульга. – В Александровской слободе Иван Грозный жил и правил 17 лет. Если уж ставить памятник, то такой, чтобы соответствовал масштабу, характеру и силе этой противоречивой личности. Пародия на памятник нам и даром не нужна».
Самое интересное, что даром Иван Грозный и Орлу не достался. Откуда у общественного фонда деньги, чтобы дарить городам подарки, изготавливать впрок памятники, подкармливать целую армию творцов и примкнувших к ним посредников? Ниоткуда, если не нашли мецената, готового раскрыть кошелек из любви к славянской письменности и культуре, или губернатора нищей области, которому нечего предъявить народу кроме памятников собственному тщеславию. Но за это, как правило, расплачиваются подданные.

Вот и Потомский стал проговариваться, что орловцы собирали на Грозного деньги. Да это, собственно, давно уже и не секрет, хотя список жертвователей не обнародован и вряд ли будет. Жаль. Горожанам было бы интересно знать, кому выкручивали руки ради губернаторской игрушки и кто из предпринимателей получал предложение, от которого невозможно отказаться.

«За оброком приходили дважды, - на условиях анонимности рассказал «Новым Известиям» зам. директора одного из предприятий. – Видно, не набиралось у них 25 млн. Область лежит, взять не с кого, а мы все-таки чуть-чуть шевелимся. Но отдать на памятник сразу миллион, как просили, - это невозможно, люди останутся без зарплаты. Совсем не давать – тоже нельзя. Губернатор у нас горячий, лучше не ссориться. Да и на чувства давили: «патриоты вы или нет?» Мы поторговались и заплатили за патриотизм частями по 400 тысяч. На душе как-то не очень… Что, у нас в Орле нет более насущных проблем, на решение которых можно было бы направить 25 млн?»

Теперь, возможно, на душе будет полегче. Памятник готов, доставлен в Орел, временно находится на территорию одного из коммунальных предприятий. Если Ивану Грозному найдут постоянное и более достойное место, то расходы на перевозку небольшие. А если ставить памятник на колесики, как предлагается в соцсетях, то и вовсе – сущие пустяки.

"