Posted 17 сентября 2014,, 20:00

Published 17 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

Поездка с гарантией

Поездка с гарантией

17 сентября 2014, 20:00
Вчера Минтранс РФ поддержал идею запрета перевозок российских туристов без обратных билетов. Сообщил об этом глава Ростуризма Олег Сафонов. Стало также известно, что из-за банкротства туроператоров пострадали уже 130 тыс. наших граждан. Эксперты «НИ» отмечают, что прекратить деятельность может еще не одна компания. Тем

Минтранс РФ посчитал здравой идею продажи путевок только с билетами, которые обеспечат возвращение. «Наша позиция – чтобы турист, выезжая за рубеж, имел два билета – и туда, и обратно. Мы активно взаимодействуем с Министерством транспорта и с авиакомпаниями на этот счет. Даже разработан проект постановления правительства по данному вопросу», – сказал глава Ростуризма. Он добавил, что ведомство еще обсуждает, как избавить туристов от рисков выселения из отелей из-за неуплаты за номер, указав, что соответствующий законопроект уже готовится.

Вчера же Ростуризм опубликовал и вынес на общественное обсуждение законопроект, призванный «усилить ответственность участников туристского рынка и повысить уровень правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Разработало документ Минкультуры России. Законопроект вводит понятие электронной путевки с 2018 года, единый федеральный реестр турагентов в дополнение к уже существующему реестру туроператоров, запрещая работать тем компаниям, которые туда не включены и не предоставили все нужные о себе сведения. Каждый туроператор должен иметь договор о страховании гражданской ответственности, банковскую гарантию или иное финансовое обеспечение. Турагенты должны иметь финансовое обеспечение на сумму не менее 500 тыс. рублей. Документ вводит как обязательное условие договора между туристом и туроператором условие о выдаче клиенту электронного пассажирского билета на перевозку до пункта назначения и обратно, а также документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения. А в договор между перевозчиком и туроператором должно включаться положение, гарантирующее возвращение туриста независимо от финансовых взаимоотношений между участниками этого договора. Компании также должны перечислять взносы в резервный фонд (ранее фонд был компенсационным) объединения туроператоров, членами которого являются все организации, занимающиеся выездным туризмом. Средства фонда предназначены исключительно для экстренной помощи туристам. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 16 октября.

Тем временем с 16 июля уже около 130 тыс. россиян тем или иным образом пострадали из-за обанкротившихся туроператоров. Более 70% были клиентами компаний «Нева» (приостановила деятельность 16 июля), «Лабиринт» (2 августа), «Солвекс-турне» (8 сентября), «Южный Крест» (10 сентября), «Верса» (частично приостановила деятельность 15 сентября). Об этом вчера сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Около 56 тыс. человек пришлось досрочно вывозить домой из-за проблем с неоплаченными отелями и обратными билетами. «Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, спровоцированный политическими и экономическими факторами. 2014 год оказался для турбизнеса значительно хуже, чем даже кризисный 2009-й, когда снижение выездного турпотока составило 15–20%. В этом году падение спроса на турпоездки достигло 30–50%, а после первых четырех-пяти банкротств продажи туров практически остановились», – рассказала г-жа Тюрина. Отсутствие оборотных средств и жесткая конкуренция на рынке вызвали эффект домино, обрушив еще 10 компаний. Сумм финансовых гарантий закрывшихся фирм часто не хватает на возмещение туристам. Ирина Тюрина добавила, что с подобным уже сталкивались другие страны, например, Великобритания, где в 2010 году разорилась 41 компания.

Напомним, 5 сентября Ассоциация туроператоров России написала открытое письмо министру транспорта Максиму Соколову, предложив не позволять выписывать туристам путевки с билетом только в одну сторону и законодательно закрепить ответственность авиакомпании перед пассажиром, обязав ее возвращать людей на родину независимо от статуса рейса и взаимоотношений с контрагентами.

«Я не вижу смысла устанавливать обязательное финансовое обеспечение для турагентов, поскольку в случае их банкротства страдает в первую очередь туроператор, несущий ответственность перед клиентом. Закон и так позволяет туристу быть защищенным, просто не исполняется. Турагенты должны иметь обеспечение перед туроператорами, а туроператоры – перед туристами. Поэтому обязательное финансовое обеспечение для туроператоров – это правильное требование», – сказал «НИ» гендиректор Клуба защиты прав туриста Дмитрий Давыденко. По его мнению, лишним будет и положение договора между перевозчиком и туроператором, обязывающее первого возвращать туриста независимо от отношений между ними, если билеты будут выдаваться клиентам заранее. «Закон еще нуждается в доработке», – отметил эксперт. Он советует сегодня покупать путевки у самых крупных операторов страны, которые контролируют 90% рынка и оборот которых составляет миллиарды долларов. «У крупных операторов есть собственные самолеты, отели, доступ к дешевым деньгам. Остальные 1,5–2 тысячи операторов сегодня находятся в зоне риска, и предсказать, какой из них обанкротится, в современных условиях нельзя», – отметил г-н Давыденко.

«Поправки в существующий закон крайне необходимы, их предлагал экспертный совет Минкультуры, в который входят участники рынка», – отметил в разговоре с «НИ» вице-президент ассоциации «Турпомощь» Дмитрий Горин. Он пояснил, что вопросы к закону еще есть, например, касающиеся процента по финансовому обеспечению, но основные положения в нем прописаны правильно. «Компании, которые строили свой бизнес за счет привлечения средств, не смогут работать при таком законе. Зато оставшиеся будут под контролем. Риски же банкротства исчезнут, когда прекратятся санкции, рост курса евро и вернется доверие клиентов, – отметил эксперт. – Еще одно преимущество нового закона позволяет клиенту понимать, сколько точно денег он получит, если что-то пойдет не так, и при желании застраховать всю сумму».

"