Posted 17 сентября 2007,, 20:00

Published 17 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:26

Updated 8 марта, 08:26

«Был бы он хоть на год старше»

«Был бы он хоть на год старше»

17 сентября 2007, 20:00
На этой неделе мать курсанта Никиты Самитова, повесившегося в январе этого года в челябинском летном училище, ознакомилась с материалами уголовного дела. Женщина узнала, что ее сына начали травить однокурсники из-за ложного обвинения в краже телефона. Далее на листах сухими прокурорскими фразами были описаны ужасы, кот

Следователи давно установили подозреваемых – группу однокурсников Никиты. Их имена пока не разглашаются, но обвинения уже предъявлены по нескольким статьям. Самая тяжелая – 335 ст. УК РФ «неуставные отношения», максимальное наказание – десять лет лишения свободы. Материалы дела уже прочитала Валентина Самитова, мать Никиты. Она узнала, когда ее сын стал изгоем. Осенью 2006 года у одного из курсантов украли мобильный телефон. В краже обвинили Никиту Самитова. Моментально 16-летний подросток – он был почти на год младше своих однокурсников – был занесен в «черный список». Кровать Никиты отставили в сторону, отказались есть с ним за одним столом, называли «крысой». Позже вор был найден, обвинения с Никиты сняты, но от издевательств это его уже не спасло.

По версии следствия, однокурсники после ночных пьянок поднимали с постели Никиту, отводили в туалет и избивали. В одну из ночей молодому человеку надели на голову мусорное ведро. Никита пытался сопротивляться, но против пьяной толпы он был бессилен. Еще одним «развлечением» курсантов было заставлять парня подтягиваться и бить его по ногам. В обвинительном заключении – больше десятка подобных эпизодов.

Мать не могла сдержать слез, листая материалы дела. «Представьте, каково мне читать показания курсантов, рассказы о том, как они издевались над моим сыном, – говорит «Новым Известиям» Валентина

Самитова. – Я тридцать лет боролась с этим злом (Валентина – бывший следователь. – «НИ») и теперь вот сама напоролась». О том, что происходило в части, мать даже не догадывалась. Сын ей практически не рассказывал о мучителях. Лишь сейчас она вспоминает, что Никита, приезжая домой на каникулы, просыпался от каждого шороха. «Как-то вечером я вошла на цыпочках в комнату за кастрюлей, так он подскочил, вытянулся по струнке с бешеными глазами, – рассказывает Валентина Самитова. – И по утрам такая же ситуация. Когда с отцом собирались на работу, старались не шуметь, чтобы Никитка выспался, но он от малейшего шороха вскакивал. Теперь я понимаю, почему так происходило. Если его поднимали ночами, конечно, он будет каждого звука пугаться. Уезжая обратно в училище, Никита сказал мне, что был бы он хоть на год старше, все было бы по-другому. Тогда я не поняла, о чем он говорит».

Валентина Самитова подала на летное училище два иска с требованием возместить ущерб. Она требует за сына по пять млн. рублей – себе и мужу. Второй иск – о возмещении расходов, которые понесла Валентина Самитова, проводя собственное расследование. На перелеты из Байкальска, в котором живет семья Самитовых, в Челябинск, телефонные переговоры и переписку с прокуратурой, а также эксгумацию и оплату услуг адвоката ушло более 400 тыс. рублей. Чтобы покрывать эти расходы, семья продала квартиру. Но финансовые вопросы для Самитовых не столь важны, главное – наказать виновных в смерти сына. «Я общалась с курсантами, которые мучили Никиту, – говорит Валентина Самитова. – Они просили у меня прощения. Но что от этого толку, они такие же пацаны, как и мой сын. Я буду добиваться того, чтобы были наказаны офицеры». Напомним, что первоначально представители летного училища пытались замять дело, заявили, что неуставных отношений у них не было.

Обвиняемые курсанты уже частично признали свою вину. Кроме того, недавно была проведена экспертиза, которая подтверждает связь между атмосферой в училище и самоубийством Никиты Самитова. Военные продолжают отказываться от комментариев, ссылаясь на приказ сверху. Первое судебное заседание, скорее всего, состоится уже в сентябре. По предварительным данным, слушания будут проходить в закрытом режиме.

"