Posted 17 сентября 2007,, 20:00

Published 17 сентября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:26

Updated 8 марта, 08:26

Русский телефон

Русский телефон

17 сентября 2007, 20:00
В Ульяновске появилась справочная русского языка. Отныне жителям города не придется ломать голову над тонкостями орфографии и пунктуации или лезть за ответом в справочник. Достаточно будет набрать номер «горячей линии» и узнать, как пишется то или иное слово и где ставится запятая. По всей стране сейчас действует около

Вопросы орфографии и пунктуации в последнее время в Ульяновске особенно болезненны. Связано это с тестированием местных чиновников на знание русского языка, которое провел минувшей весной губернатор Сергей Морозов. Говорят, тогда госслужащим-двоечникам крепко досталось на орехи. В региональном правительстве утверждают, что многие чиновники в одночасье обзавелись словарями.

Надо полагать, что теперь именно они станут клиентами справочной русского языка. Ее открытие, по заявлению авторов проекта, ознаменовало один из этапов борьбы с неграмотностью. Уже в первый день работы необычной справочной от телефонных звонков не было отбоя. «Больше всего люди интересуются, на какой слог падает ударение в словах «звонит» и «обеспечение», – рассказали «НИ» филологи, дежурившие в справочной. – Мы не только говорим, как правильно произносить слова, но и объясняем правила. Вопросы с проблемными ударениями, пожалуй, наиболее распространены».

Борьбу за чистоту русского языка взяло на себя ульяновское общественное движение «ЗаРЯ», расшифровывающееся как «За русский язык». Представители движения утверждают, что ситуация, сложившаяся сегодня с национальным языком, оставляет желать лучшего. Еще немного, говорят они, и вместо великого и могучего мы получим некое подобие языка. «Необходимость в подобной справочной назрела уже давно, – пояснил «НИ» лидер общественного движения Максим Терляев.– Дело в том, что вопросы, так или иначе связанные с русским языком, возникают практически ежедневно. Но службы, в которой могли бы помочь и разъяснить, не существует, а большинство из нас просто ленится заглянуть в справочник или словарь. Теперь же на все возникающие ответы можно сразу получить ответы».

Впрочем, жители Ульяновска не первые, кто получил возможность ежедневно обращаться к бесплатной телефонной «шпаргалке». По всей России при кафедрах русского языка и литературы уже работает около десятка таких «горячих линий». Своя служба справки есть в Санкт-Петербурге, в Воронеже, в Саратове, а справочная при Институте русского языка им. Виноградова РАН в Москве считается одной из старейших. Открылась она еще в 1958 году и, по словам сотрудников, изначально работала с населением по переписке. Бесплатная же телефонная справка начала функционировать в начале 90-х годов.

Общаются с клиентами телефонной справочной филологи: сотрудники института или аспиранты. На ответ, в зависимости от сложности задаваемого специалистам вопроса, уходит от одной минуты до нескольких дней. Подсказывают, как правильно писать и произносить слова восемь человек. Если вдруг слово нельзя найти в словаре или возникают серьезные трудности с расстановкой пунктуационных знаков, ломать голову над ответом приходится Орфографической комиссии при институте.

«В день к нам обращается около 100–120 человек, – рассказала «НИ» заведующая справочной службы русского языка при Институте русского языка им. Виноградова РАН Оксана Грунченко. – Правда, количество людей зависит от дня недели и деловой активности. Скажем, в пятницу вечером звонков гораздо меньше, чем днем в понедельник». Настоящий шквал звонков обрушивается на филологов в дни вступительных и выпускных экзаменов. Но чтобы не мешать учителям проверять знания своих подопечных, в эти дни в службе традиционно объявляется выходной.

В отличие от молодежи, взрослые люди орфографией и фонетикой особо не интересуются. Разве что по долгу службы. «В обычные же дни к нам обращаются менеджеры, работающие с документами, а также редакторы и корректоры, – объяснила «НИ» Оксана Грунченко. – Связано это, впрочем, не с падением уровня грамотности и профессионализма, а с усложнением и увеличением вариативности русского языка». Дело в том, что последний канонический свод его правил датируется 1956 годом. С тех пор произошла масса изменений, и это предписание устарело. Поэтому установить грамматическую истину не каждому филологу под силу. Да что корректору. На прошлой недели даже президент Владимир Путин признался, что время от времени звонит ректору Санкт-Петербургского госуниверситета Людмиле Вербицкой и спрашивает, как правильно произносятся те или иные слова. Так что пока новый свод академических правил не будет готов, у телефонных справочных отбоя от клиентов не будет.

"