Posted 17 августа 2009,, 20:00

Published 17 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

По МАКСимуму

17 августа 2009, 20:00
Вчера стало известно, что летчики прославленной авиационной группы «Русские витязи», командир которой Игорь Ткаченко погиб в воскресенье, не будут принимать участие в демонстрационных полетах на IX Международном авиационно-космическом салоне (МАКС). На месте падения двух столкнувшихся истребителей Су-27 продолжаются сл
Сюжет
Авиация

Международный авиационно-космический салон откроется сегодня минутой молчания – данью заслуженному военному летчику России гвардии полковнику Игорю Ткаченко. Каких-либо других форс-мажорных мероприятий в программу вноситься не будет.

«Мы решили, что работа салона должна пройти в обычном формате, – рассказал «НИ» почетный президент МАКСа, Герой России Магомед Толбоев. – Ежедневная летная программа будет проходить в полном объеме. Единственное, что обсуждалось, – это состав участников пилотажных программ. Его было поручено определить командованию ВВС».

Вчера в середине дня стало известно: троих летчиков группы, уцелевших после воскресной тренировки, решили в небо не выпускать. Напомним, что в результате столкновения пострадали два пилота. Один из них госпитализирован в тяжелом состоянии, а второй – в удовлетворительном. В больницах находятся и пятеро жителей дачного поселка Сосны-2, посреди которого рухнул загоревшийся самолет. Состояние одной женщины, получившей обширные ожоги, оценивается как критическое.

На улицах Сосен в понедельник с утра дежурили автомобили МЧС и других экстренных служб, работали следователи военной прокуратуры. Они отдали распоряжение милиционерам не пускать журналистов к месту катастрофы. Оцепление объяснялось и обнаружением «черных ящиков», и изучением обломков истребителя, и возбужденным состоянием жителей. Корреспонденту «НИ» все же удалось побеседовать кое с кем из них – и, прямо скажем, их показания сбивчивы и противоречивы. Если обобщить рассказы – на людей падали ревущие машины. «Мы бросились врассыпную, – вспоминает в беседе с «НИ» одна из потерпевших. – Это было похоже на войну. Спасая свои жизни, мы даже не могли толком разглядеть, что творится в небе». Обломки Су-27 разлетелись в радиусе 200 метров. Даже вчера в воздухе был ощутим запах гари и керосина...

Главное, что волнует сейчас дачников, – это вопрос о выплате компенсаций. Дотла сгорел только что отстроенный трехэтажный коттедж, сильно разрушены еще два. Власти Московской области заявили, что, возможно, платить будут военные. В свою очередь исполнительный директор страховой компании «Авикос», с которым заключили договор организаторы МАКСа, Илья Кабачник сообщил, что крушение истребителей не подпадает под страховой случай, потому что произошло не в конкретные сроки проведения выставки. По его словам, самолеты принадлежат ВВС, поэтому к ним и нужно предъявлять претензии.

Хотя данные «черных ящиков» эксперты еще только начали изучать, все яснее становится картина происшедшего. После выполнения комплекса фигур летевший на одноместном Су-27 Игорь Куриленко не смог пристроиться в хвост своего ведущего – двухместного Су-27, который пилотировали Игорь Ткаченко и Виталий Мельник. Самолет Куриленко на огромной скорости столкнулся с ним. Удар пришелся резко сверху вниз в переднюю кабину «спарки», где сидел Ткаченко. Тем не менее он смог катапультироваться, но его парашют сразу же загорелся от перекинувшегося от самолета пламени.

«Я видел, как они столкнулись, – заявил «НИ» Магомед Толбоев. – И могу совершенно точно сказать, что ни ворона, якобы залетевшая в двигатель, ни технический сбой здесь ни при чем. Не согласен я и с летчиком-испытателем Анатолием Квочуром, который заявил, что косвенную роль могла сыграть изношенность машин. Самолеты «Витязей» всегда поддерживались в образцовом состоянии, перед каждым вылетом они проходят тщательный осмотр. Все дело в том, что истребители совершали сложнейшую фигуру, когда после их, как мы говорим, роспуска начался сбор группы. Это очень тяжелый момент, требующий максимальной концентрации, огромного напряжения сил и ювелирной работы. На этот раз, увы, не случилось...»

До вечера не поступало официального сообщения о времени и месте похорон Игоря Ткаченко. В службе общественных связей ВВС «НИ» ответили сухо: «Вопрос прорабатывается». Однако на форуме сайта Sukhoi.ru появилось извещение о том, что проводы летчика в последний путь состоятся 19 августа на кладбище села Никольское, где хоронят погибших из Кубинки.

Пока одни вчера оплакивали погибших, а другие потерянное здоровье и жилье, в Жуковском вовсю шла подготовка к открытию салона. По данным его организаторов, для обеспечения общественного порядка и безопасности на аэродроме ежесуточно будет задействовано более двух тысяч сотрудников милиции. Также к патрулированию привлекают 380 инспекторов ГИБДД.

Тотчас в Интернете не замедлил появиться язвительный вопрос: «А с неба тоже милиционеры охранять будут?»

"