Posted 17 августа 2008,, 20:00

Published 17 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:56

Updated 8 марта, 07:56

Некультурное наследие

17 августа 2008, 20:00
В России до сих пор нет единого реестра памятников истории и культуры. Неясно и то, в каком состоянии они сейчас находятся: порядок проведения экспертизы у нас не установлен. В результате складывается парадоксальная ситуация: закон «Об объектах культурного наследия» принят еще в 2002 году, а механизмов для его исполнен

К 31 декабря 2010 года в России должны появиться шесть подзаконных актов, в которых будет утвержден порядок учета и охраны памятников истории. Пока принят только один – «Об объектах культурного наследия». Однако с 2002 года он фактически лежит на полке. «По оценкам экспертов, закон грамотный и добротный, – заявил весной 2005 года на совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству Владимир Путин. – Но мы до сих пор не можем оценить состояние объектов культурного наследия и найти способы их финансирования. Напомню, что в России сейчас более 80 тыс. памятников истории. И только 35 процентов из них находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. Главная причина такого положения дел в отсутствии у большинства объектов рачительного хозяина – хозяина, ответственного за их сохранение».

Прошло еще три с лишним года, и положение стало только хуже. Прежде всего не так просто выяснить, кому принадлежит тот или иной памятник: в России не сформирован и не ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия. Нет даже краткого перечня построек, собственником которых должно быть государство.

Правда, такой реестр уже появился в Москве. В прошлом году Москомнаследие провело инвентаризацию всех памятников истории и культуры в столице. Выяснилось, что сейчас их насчитывается 6,5 тыс., причем более 2,5 тыс. – объекты федерального значения. Все они были включены в реестр и историко-культурный опорный план Москвы. Здесь можно найти ответы на все вопросы по поводу того или иного объекта: где, когда и кем построен, кто владелец или пользователь, проводилась ли перепланировка и реставрация.

Когда появится общероссийский реестр, пока не известно. Не установлены общие правила содержания и охраны объектов культуры – значит, нет и ограничений при пользовании объектами. Не определены порядок проведения их историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, никому не понятно, что может собственник менять во время ремонта здания, а что нет. Если же памятнику причинен вред, наказать владельца практически невозможно.

В результате законодательной неразберихи сложилась странная ситуация, когда многие памятники архитектуры остались брошенными на произвол судьбы. И угроза нависает то над одним из них, то над другим. Так, год назад началась реставрация на территории церкви Воскресения в Кадашах. Однако представители компании, с 1992-го по 2004 год приватизировавшей по соседству три участка земли под торгово-жилой комплекс, помешали выполнению реставрационных работ. А когда бизнесменов, претендующих и на кусок земли рядом с храмом, попросили доказать свою правоту, они смогли предъявить лишь документы сроком действия до... 2001 года. И подобное может повторяться, пока памятники на самом деле не будут взяты под защиту.

"