Posted 18 июля 2018,, 19:39

Published 18 июля 2018,, 19:39

Modified 7 марта, 16:44

Updated 7 марта, 16:44

Алексей Макаркин: россияне равнодушны к 100-летию со дня расстрела царя

Алексей Макаркин: россияне равнодушны к 100-летию со дня расстрела царя

18 июля 2018, 19:39
Последний российский император Николай II по социологическим опросам неожиданно стал самым популярным историческим деятелем начала ХХ века. Но мероприятия, посвященные 100-летию со дня его гибели, продемонстрировали лишь "высокий уровень равнодушия", - считает политолог Алексей Макаркин.

Популярность Николая II в последние годы во многом "возгонялась" искусственно - достаточно вспомнить, к примеру, скандалы вокруг фильма "Матильда". Они, конечно же, сделали образ царя более "узнаваемым", но на практике оказалось, что россиянам интереснее футбол.

"Только что завершившийся футбольный чемпионат привлек неизмеримо большее внимание россиян, - пишет в телеграм-канале Bunin & Co политолог Алексей Макаркин. - Сейчас же анонсированный 100-тысячный крестный ход из Екатеринбурга к Ганиной Яме во главе с патриархом на деле превращается в шествие с участием примерно 30 тысяч человек (по оценке известного церковного журналиста Сергея Чапнина).

В Интернете идут привычные споры о том, кто был расстрелян в Екатеринбурге – то ли святой государь, то ли полковник Романов, а то ли и вообще никто, так как царская семья якобы чудом спаслась. Но эти споры выглядят инерционными, лишенными такого накала и заинтересованности как лет 20 тому назад.

По данным ВЦИОМ, 43% россиян симпатизируют царю. Только 3% оправдывают расстрел царской семьи, а 57% считают, что это чудовищное, ничем не обоснованное преступление. Но это моральная, человеческая оценка, не свидетельствующая о приоритетности этой темы для россиян. Интересно, что 46% молодых респондентов (18-24 года) полагают, что хотя расстреливать царя было не надо, но он должен был понести наказание. Для молодежи Николай – не только жертва, но и неудачный правитель. В условиях "культа успеха" молодые люди строже относятся к царю, чем представители более старших поколений. Возможно, есть и чувство протеста против идеализированного образа государя, продвигаемого в информационном пространстве.

Тема подлинности царских останков тоже не привлекает большого внимания. В руководстве РПЦ опасаются скандала и раскола в случае признания останков подлинными – скандал возможен, а вот раскола не ожидается. Потенциальных "раскольников" слишком мало – это было видно в прошлом году по малочисленным пикетам против фильма "Матильда". Другое дело, что церковь не хочет лишаться какой-то части неизменных участников молитвенных стояний, но здесь есть и оборотная сторона. С этими людьми связана одиозная и маргинальная повестка ("ритуальные убийства"), которая сильно подставляет церковь в глазах общества, которое нередко не различает того, кто говорит от имени церкви, а кто – облачившись в рясу или подрясник – от своего собственного".

"