Posted 17 июня 2008, 20:00
Published 17 июня 2008, 20:00
Modified 8 марта, 08:04
Updated 8 марта, 08:04
В России столь огромная сумма компенсации назначена впервые. И это победа адвоката Юрия Семенова и Комитета против пыток. Судья Сормовского районного суда Лидия Клепцова сочла, что пенсионер Сергей Санкин должен получить один млн. 137 тыс. рублей в качестве компенсации вреда здоровью и еще два млн. рублей – за моральный ущерб. Кроме того, ежемесячно до конца апреля 2009 года г-ну Санкину будет выплачиваться по 17 тыс. рублей. «Ответчиком выступает Министерство финансов, – сообщил «НИ» председатель Межрегионального комитета против пыток Игорь Каляпин. – И, конечно, никакой компенсации мы бы не добились, если бы не было возбуждено уголовное дело и милиционеров не признали виновными. Такое происходит редко».
Конфликт с милицией у Сергея Санкина произошел восемь лет назад. Он – бывший военный летчик, майор МВД в отставке, даже и не предполагал, что его будут жестоко избивать в камере двое людей в погонах. «Летом 2000 года Сергей пришел навестить детей и свою бывшую супругу, живущих в их общей квартире, но женщина пригрозила вызвать милицию и исполнила свою угрозу, – рассказал «НИ» Игорь Каляпин. – Сотрудники милиции объяснили рассерженному пенсионеру, что лучше ему поехать с ними, в отделении он просто напишет объяснение, и его отпустят. Однако сотрудник дежурной части, куда его сдали стражи порядка, поместил его в камеру. Несколько часов г-н Санкин просидел за решеткой, после чего потребовал, чтобы ему дали поговорить с офицером, который мог бы решить его дело. Но в ответ двое сержантов – Дмитрий Агеев и Алексей Гуганов – стали избивать его дубинками на глазах у остальных задержанных». Позже врачи зафиксировали у пострадавшего закрытую черепно-мозговую травму и ушибы. После лечения Сергею Санкину дали вторую группу инвалидности.
Чтобы осудить милиционеров, потребовалось шесть лет. «Мы буквально воевали, – вспоминает Игорь Каляпин. – Десять раз уголовное дело прекращалось, трижды приостанавливалось. В суде появлялись лжесвидетели, а показания наших свидетелей искажались». «В правоохранительных органах не думали, что мы добьемся своего, за спиной говорили, что мы побегаем два года и бросим, – признался «НИ» сам Сергей Санкин. – Но мы верили в победу. Были, правда, минуты, когда руки опускались». В такие моменты г-ну Санкину с бумагами помогал его отец, тоже бывший военный. «У него старая закалка: ложь и несправедливость он никогда не терпел», – с теплотой в голосе говорит сын. В итоге бывший летчик вместе с правозащитниками сами стали следователями. «Мы смогли найти даже тех, кто находился в камере вместе с Санкиным и видел избиение, – рассказывает Игорь Каляпин. – Многим из них угрожали, требуя отказаться от своих показаний. По этой истории можно фильм снять». В 2006 году суд отправил Агеева и Гуганова в колонию на 3,5 года.
Правозащитники говорят, что помогла жалоба, поданная в Европейский суд по правам человека. Ее начали изучать в 2004 году, и тут же по делу Санкина вновь началось следствие, а в 2005-м его передали в суд. «Судья, рассматривая наш иск по компенсациям, принимала во внимание то, что Страсбургский суд следит за ходом процесса, – говорит Игорь Каляпин. – В итоге сумма возмещения морального вреда соответствовала тем стандартам, которые существуют в других европейских странах». Сейчас адвокат Сергея Санкина – Юрий Семенов ожидает, что Минфин попробует опротестовать решение суда. «Вряд ли сумма будет снижена существенно, – считает г-н Каляпин. – Когда появится окончательное решение и деньги будут получены, мы планируем отозвать жалобу из Страсбурга». В Комитете против пыток говорят, что их главная цель – добиться, чтобы уголовные дела в связи с избиениями граждан милиционерами возбуждались и расследовались без проволочек.
«Я доволен, что сейчас опять поднялась тема избиений, – говорит Сергей Санкин. – Может быть, это поможет снизить вероятность беспредела. Те, кто нарушает закон, думают, что они не могут быть наказаны. Но мое дело говорит об обратном». Правозащитники призывают пострадавших от действий стражей порядка не опускать руки. Но пенсионер Санкин знает, что ему повезло – на его стороне была общественная организация. «Лучше отстаивать свои права вместе с правозащитниками», – добавляет в разговоре с «НИ» нижегородец.