Posted 17 июня 2008,, 20:00

Published 17 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Хаб на старт

Хаб на старт

17 июня 2008, 20:00
Созданный в начале 70-х годов прошлого века аэропорт Пулково долгое время считался одним из самых современных в стране. Но уже в 90-е воздушная гавань Санкт-Петербурга стала сильно отставать от других российских аэропортов – прежде всего московских. А в 2007 году Пулково уступил третью строчку в рейтинге крупнейших аэр

Архитектурный конкурс на разработку концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта Пулково был проведен в 2007 году. В нем участвовали четыре специализированные фирмы с опытом проектирования и строительства крупных аэропортовых комплексов мирового уровня: американское архитектурное бюро Skidmore Owings&Merrill LLP (автор аэропортов в Сингапуре, Бостоне, Телль-Авиве и Сан-Франциско), немецкое GMP International GmbH (реализует проекты аэропортов Гамбурга и Берлина, ранее построило крупнейшие железнодорожные вокзалы в Берлине и Римини), английское Grimshaw&Partners (известно своими концепциями аэропортов Цюриха, Манчестера, Куала-Лумпура) и российское «Земцов, Кондиайн и партнеры» (принимало участие в проектировании международного терминала «Пулково-2»). Все проекты были интересными, и творческое состязание было непростым. Победителями стали английские зодчие, предложившие «модульный» аэровокзал.

Аэропорт из островов и мостов

Новый аэровокзальный комплекс вырастет на межполосном пространстве, справа от действующего терминала «Пулково-1» к 2011 году. Архитектурный облик петербургского аэропорта будет сохранен: знаменитые пулковские «стаканы» (круглые стеклянные конструкции на крыше, обеспечивающие естественное освещение в здании) останутся. Эта идея использована и английскими архитекторами при проектировании нового терминала.

Аэровокзальный комплекс сверху похож на распластавшийся по земле огромный самолет-«стеллс» и на космический корабль «шаттл» одновременно. Парящая золотистая крыша из особых полупрозрачных пластин кажется легкой вуалью, наброшенной на ажурные титановые фермы. Конструкция крыши такова, что естественный свет, проникающий внутрь терминала через специальные световые колодцы, должен отражаться от золотистых пластин, за счет чего будет создаваться приятное мягкое освещение.

Аэровокзал-«шаттл» состоит из трех частей-островов: аэровокзальной и аэродромной зон и «зоны безопасности» аэропорта. Усиливают «островной» эффект стеклянные виадуки, соединяющие зоны – совсем как мосты, соединяющие Петербург. Как заметил руководитель группы проектировщиков из Grimshaw&Partners Николас Гримшоу, англичане намеренно придали зданию терминала характерные петербургские черты, в основу планировки легли мосты и острова. Подчеркнутый хай-тек всего сооружения смягчается клинообразной зеленой зоной напротив здания нового терминала, на которой может отдохнуть глаз консерватора. По краям широкой дороги, ведущей к аэропорту, построены объекты вспомогательной инфраструктуры – трамвайная станция, паркинг на 2500 парковочных мест, бизнес-центр, гостиница.

Зоны прилета и вылета разведут по разным этажам

Через несколько лет 20 телескопических трапов (сейчас их в Пулково четыре) начнут деловито сновать от самолетов к аэровокзалу, доставляя пассажиров на верхний этаж аэровокзала. Прибытие и отлет обещают стать максимально приятным процессом. Никаких очередей: для автоматизации процесса предусмотрено 98 стоек регистрации (сейчас их всего 43, и при прохождении системы досмотра пассажирам приходится стоять в очереди не меньше часа). Внутри новый пулковский терминал разделят на три зоны: одну общую в аэровокзальной части – до паспортного контроля, и два сектора для прохождения паспортного и таможенного контроля. Прилетающий и вылетающий пассажиропотоки будут двигаться по разным уровням, и не будут мешать друг другу. Зал вылета огромен – 11,5 тыс. кв. метров, еще больше зал прилета – 17,7 тыс. кв. метров. В ожидании своего рейса можно будет бродить по многочисленным магазинам бизнес-зоны, отдыхать в кафе и ресторанах в зоне food-корта, развлекаться просмотром видео- и телепрограмм. Впечатляет своими размерами и площадь сектора оформления багажа – 22 тыс. кв. метров. Сразу после ввода в эксплуатацию нового терминала пассажиропоток Пулково, по прогнозам, увеличится до 17,5 млн. человек в год. В будущем обновленный аэропорт, вместе с реконструированным «Пулково-1», сможет пропускать до 22 млн. пассажиров. Предполагается, что в нынешнем «Пулково-2» разместятся офисы. Кроме того, будет создана отдельная зона для бизнес-авиации.

Для увеличения пассажиропотока в 4–5 раз в Пулково построят не только новый терминал. В соответствии с генеральным планом развития аэропорта предстоит реконструкция взлетно-посадочной полосы № 1, реконструкция существующих перронов и строительство новых. Сейчас в аэропорту 47 стоянок воздушных судов, а в перспективе их потребуется 100. Кардинальная реконструкция полосы № 2 была проведена в 2006 году к саммиту G8. Теперь она позволяет принимать Пулково более крупные авиалайнеры, чем прежде, включая двухэтажный аэробус А 380.

Пулково станет крупным транзитным авиаузлом

Сегодня Пулково является четвертым в России аэропортом по пассажиропотоку: в 2007 году аэропорт обслужил немногим более 6 млн. пассажиров. Но в планах петербургских властей – превратить Пулково если не в лучший, то в один из лучших аэропортов России и в крупный международный транзитный авиаузел – хаб, как сейчас принято называть. Благо, что для этого у Петербурга есть и туристический, и деловой потенциал: город претендует на ведущую роль организатора деловых выставок, конгрессов, крупных спортивных соревнований и даже Олимпиады.

Площадь будущего аэровокзального комплекса составит 174 тыс. кв. метра: 130 тыс. кв. метров – в новом здании и 44 тыс. кв. метров – в реконструированном терминале «Пулково-1». Планируемая пропускная способность – 22 млн. пассажиров в год.

"