Posted 17 июня 2008,, 20:00

Published 17 июня 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:04

Updated 8 марта, 08:04

Муса Бажаев

Муса Бажаев

17 июня 2008, 20:00
В середине мая премьер-министр России Владимир Путин провел в Сочи совещание по вопросам развития транспорта. 20 мая была утверждена федеральная программа развития транспортной системы страны на 2010–2015 гг. объемом 13 трлн. рублей. Одной из обсуждавшихся в Сочи тем стало развитие авиатранспортной инфраструктуры, в ча

– Муса Юсупович, почему вы решили приобрести акции авиакомпании «Владавиа»?

– У нас есть опыт работы в аэропортовом бизнесе и интерес к его расширению. Мы владеем Хабаровским аэропортом, который для нас является базовым для развития этого направления на Дальнем Востоке. Нам интересен также ряд других аэропортов региона и прежде всего аэропорт Владивостока. Поэтому мы купили 17% «Владавиа», когда поступило соответствующее предложение. Сейчас идет процесс разделения этого предприятия на авиаперевозчика и аэропорт, и, когда он завершится, у нас появится доля непосредственно в интересующем нас аэропорту, а также непрофильный актив – доля в компании-перевозчике.

– Вы продадите эту долю?

– Да, мы хотели бы либо продать ее, либо поменяться с государством на долю в аэропорте.

– Если вам удастся увеличить долю, как собираетесь развивать аэропорт?

– Вместе с администрацией Приморья и Минтрансом мы готовим концепцию развития Владивостокского аэропорта и подготовки его инфраструктуры к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Предполагается строительство современного международного терминала. По предварительным прогнозам, в проект необходимо инвестировать 9 млрд. руб., из которых 4 млрд. руб. должны составить частные инвестиции. Мы готовы выступить инвестором.

– Но инвестировать вы согласны только если получите контроль?

– Мы хотим, чтобы наши инвестиции были защищены. Как правило, аэропортовые проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства в той или иной его форме.

– Как будете развивать аэропорт Хабаровска?

– Аэропорт Хабаровска – один из наиболее перспективных в стране и определен в качестве одного из будущих восьми-девяти российских хабов. Нами разработана 20-летняя концепция развития аэропорта исходя из прогноза, что пассажиропоток в Хабаровске к 2026 году достигнет 3–5 млн. человек. Сейчас мы готовим мастер-план развития аэропорта. Долгосрочная концепция развития включает три основных проекта. Во-первых, строительство нового пассажирского терминала, работающего как крупный пересадочный узел, хаб. Второе – создание мультимодального транспортно-логистического центра, который обеспечит взаимодействие различных видов транспорта – воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного, а также погрузку-разгрузку, перевалку и хранение грузов и выполнение необходимых таможенных процедур. Причем если по пассажирскому терминалу мы закладываем средний прогнозный вариант, то по грузоперевозкам приняли оптимистический сценарий развития. Пропускная способность грузового терминала составит до 120 тыс. тонн в год. Мы уже оформили аренду участка под него на пять лет. И третий проект – строительство четырехзвездной гостиницы и бизнес-центра. Вероятно, субподрядчиком в части строительства гостиницы будет группа Rezidor. А в строительстве карго-центра выразила заинтересованность Lufthansa. Ориентировочная суммарная стоимость развития Хабаровского аэропорта – 7,5 млрд. руб.

– Существуют ли у «Альянса» совместные планы по развитию аэропорта с его базовым авиаперевозчиком – «Дальавиа»?

– Сейчас определенным сдерживающим фактором является то, что часть аэропортовых функций, в том числе оперативное управление взлетно-посадочной полосой, осуществляет «Дальавиа». Это сдерживает конкуренцию. У заинтересованных ведомств – Минтранса и Росимущества есть понимание необходимости разделения земли и неба и передачи функций оператора аэропорта одному лицу, и мы надеемся на скорейшее решение этого вопроса. «Дальавиа» – базовая авиакомпания, и у нас с ней рабочие взаимоотношения. У нас была рабочая встреча с Валерием Окуловым (глава «Аэрофлота».– «Ъ»), мы договорились, что если в Хабаровске будет работать «Аэрофлот», то мы выстроим отношения.

БАЖАЕВ Муса Юсупович

Родился 11 мая 1966 года в селе Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР. В 1991 году окончил Грозненский нефтяной институт имени академика Миллионщикова по специальности «Химическая технология переработки нефти и газа». В 1992–1997 гг. работал в московском представительстве швейцарской компании «Лиа Ойл» в качестве инженера-технолога, менеджера, директора департамента, президента группы компаний «Лиа Ойл».
В 1998–2000 гг. – президент московского ЗАО «Альянс-Ойл».
С марта 2000 года – президент ОАО «Группа «Альянс».
Женат, имеет 4 детей.


Хабаровский аэропорт

Хабаровский аэропорт, основным акционером которого является ЗАО «Альянс-Пром» – дочерняя структура ОАО «Группа Альянс», занимает лидирующее место в Дальневосточном регионе по объему пассажирских и грузовых авиаперевозок.
За 2007 год в аэропорту произведено 17,7 тыс. взлетов-посадок (в среднем около 50 в день). Пассажиропоток составил более 890 тыс. человек, что на 8% больше по сравнению с 2006 годом. Общий объем грузовых перевозок превысил 17,2 тыс. тонн (рост – 56%). Сюда совершают полеты «Дальавиа», «Домодедовские авиалинии», «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Красноярские авиалинии», «Трансаэро», «ВИМ-Авиа», «ИрАэро». В 2006 году «Группа «Альянс» утвердила программу реконструкции аэропорта с целью превращения его в транспортно-логистический авиаузел международного значения – хаб. Общий объем инвестиций – более 3 млрд. руб., из которых 254 млн. руб. вложено в прошлом году. Ожидается, что к 2016 году пассажиропоток Хабаровского аэропорта вырастет до 1,8–2,4 млн. человек, а к 2026 году – до 3,1–4,9 млн. человек.

"