Posted 17 июня 2008,, 20:00
Published 17 июня 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 08:04
Updated 8 марта, 08:04
– Муса Юсупович, почему вы решили приобрести акции авиакомпании «Владавиа»?
– У нас есть опыт работы в аэропортовом бизнесе и интерес к его расширению. Мы владеем Хабаровским аэропортом, который для нас является базовым для развития этого направления на Дальнем Востоке. Нам интересен также ряд других аэропортов региона и прежде всего аэропорт Владивостока. Поэтому мы купили 17% «Владавиа», когда поступило соответствующее предложение. Сейчас идет процесс разделения этого предприятия на авиаперевозчика и аэропорт, и, когда он завершится, у нас появится доля непосредственно в интересующем нас аэропорту, а также непрофильный актив – доля в компании-перевозчике.
– Вы продадите эту долю?
– Да, мы хотели бы либо продать ее, либо поменяться с государством на долю в аэропорте.
– Если вам удастся увеличить долю, как собираетесь развивать аэропорт?
– Вместе с администрацией Приморья и Минтрансом мы готовим концепцию развития Владивостокского аэропорта и подготовки его инфраструктуры к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Предполагается строительство современного международного терминала. По предварительным прогнозам, в проект необходимо инвестировать 9 млрд. руб., из которых 4 млрд. руб. должны составить частные инвестиции. Мы готовы выступить инвестором.
– Но инвестировать вы согласны только если получите контроль?
– Мы хотим, чтобы наши инвестиции были защищены. Как правило, аэропортовые проекты реализуются на основе государственно-частного партнерства в той или иной его форме.
– Как будете развивать аэропорт Хабаровска?
– Аэропорт Хабаровска – один из наиболее перспективных в стране и определен в качестве одного из будущих восьми-девяти российских хабов. Нами разработана 20-летняя концепция развития аэропорта исходя из прогноза, что пассажиропоток в Хабаровске к 2026 году достигнет 3–5 млн. человек. Сейчас мы готовим мастер-план развития аэропорта. Долгосрочная концепция развития включает три основных проекта. Во-первых, строительство нового пассажирского терминала, работающего как крупный пересадочный узел, хаб. Второе – создание мультимодального транспортно-логистического центра, который обеспечит взаимодействие различных видов транспорта – воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного, а также погрузку-разгрузку, перевалку и хранение грузов и выполнение необходимых таможенных процедур. Причем если по пассажирскому терминалу мы закладываем средний прогнозный вариант, то по грузоперевозкам приняли оптимистический сценарий развития. Пропускная способность грузового терминала составит до 120 тыс. тонн в год. Мы уже оформили аренду участка под него на пять лет. И третий проект – строительство четырехзвездной гостиницы и бизнес-центра. Вероятно, субподрядчиком в части строительства гостиницы будет группа Rezidor. А в строительстве карго-центра выразила заинтересованность Lufthansa. Ориентировочная суммарная стоимость развития Хабаровского аэропорта – 7,5 млрд. руб.
– Существуют ли у «Альянса» совместные планы по развитию аэропорта с его базовым авиаперевозчиком – «Дальавиа»?
– Сейчас определенным сдерживающим фактором является то, что часть аэропортовых функций, в том числе оперативное управление взлетно-посадочной полосой, осуществляет «Дальавиа». Это сдерживает конкуренцию. У заинтересованных ведомств – Минтранса и Росимущества есть понимание необходимости разделения земли и неба и передачи функций оператора аэропорта одному лицу, и мы надеемся на скорейшее решение этого вопроса. «Дальавиа» – базовая авиакомпания, и у нас с ней рабочие взаимоотношения. У нас была рабочая встреча с Валерием Окуловым (глава «Аэрофлота».– «Ъ»), мы договорились, что если в Хабаровске будет работать «Аэрофлот», то мы выстроим отношения.
БАЖАЕВ Муса Юсупович
Хабаровский аэропорт