Posted 17 мая 2012,, 20:00

Published 17 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:27

Updated 8 марта, 05:27

«Белый» доход

«Белый» доход

17 мая 2012, 20:00
Одно из столичных издательств рассматривает возможность издания стихотворений Абая Кунанбаева, около памятника которому девять дней располагался лагерь оппозиции в Москве. Хотя книжный рынок считается консервативным, он быстро реагирует на протестные настроения россиян. Однако активнее всего эти настроения используют д

По данным социологических опросов, большинство участников протестных акций – люди с высшим образованием в возрасте 25–39 лет. Они имеют средний или выше среднего доход, но их бунт может оказаться «хлебным» для предпринимателей, которые готовы предложить им то, что сделает протест ярче, интереснее и удобнее.

К примеру, издательство «Альпина нон-фикшн» рассматривает возможность издать стихотворения казахского поэта Абая Кунанбаева. В мае он стал известен миллионам россиян благодаря тому, что у его памятника на Чистых прудах девять дней располагался лагерь оппозиции под лозунгом «ОккупайАбай». Именно в это время многие протестующие и прочли стихи поэта, который издавался на русском так давно, что его книги с трудом можно найти даже в букинистических магазинах. Когда лагерь был разогнан и «белым ленточкам» пришлось переносить его в другое место, они уже цитировали Абая наизусть: «Угоняйте на новое место табун, не беда, если вам не придется поспать».

«Нам бы хотелось издать Абая Кунанбаева, но я не обещаю, что эта идея будет реализована, – рассказал «НИ» директор издательства Павел Подкосов. – Переводы сделаны разными людьми, и, чтобы не нарушать авторские права, нужно найти их всех. Это серьезно увеличивает сроки подготовки книги, интерес к которой может упасть со временем». Г-н Подкосов считает, что даже сейчас, когда Кунанбаев находится на пике популярности среди москвичей, издание его произведений будет убыточным. «Но, во-первых, мы так можем выразить нашу гражданскую позицию, – отметил собеседник «НИ». – А во-вторых, это неплохой пиар для издательства. Потому что те, кто собирался у памятника, – это люди интеллигентные, читающие, эрудированные».

Павел Подкосов привел и другой пример того, как книжный рынок становится «зеркалом жизни»: «Раньше мы были сосредоточены на научно-популярной литературе. В марте мы выпустили книгу «Государство будущего», которую написал всемирно известный лингвист и один из лидеров западного протестного движения Ноам Хомский. Раньше интерес к ней проявили бы в основном лингвисты и левые радикалы. Теперь его мысли стали интересны достаточно широкому кругу людей, и больше половины тиража уже продано. Сейчас мы приобретаем права на его вторую книгу».

Между тем Борис Куприянов, директор магазина «Фаланстер», который специализируется на интеллектуальной литературе, рассказал «НИ», что не заметил роста интереса к каким-либо изданиям в связи с «белым» движением. «Люди как читали раньше, так и читают», – говорит г-н Куприянов. «Всплеска интереса к «оппозиционной» литературе мы не наблюдаем», – призналась «НИ» и PR-менеджер книжного магазина «Москва» Евгения Черкасова. Один из лидеров продаж среди таких книг – «Азбука протеста». В ней, как анонсируется, «собраны образцы народного плаката с 15 митингов и акций, проходивших в Москве и Санкт-Петербурге с декабря 2011-го по апрель 2012 года». «Впрочем, у «Азбуки протеста» скромные по нашим меркам продажи, она продается реже, чем одна книга в день», – говорит г-жа Черкасова.

Фото: EPA. SERGEI ILNITSKY

Модная революция

Наиболее активно протестные настроения общества используют модельеры. Так, дизайнер Андрей Логвин объявил на своем сайте «полный и бесповоротный сейл футболок» с надписями на злобу дня. Например, с такими: «Все, что мне нужно, – это доброе слово, теплая постель и безграничная власть», «Государство – это я», «Если Россия такая единая, то почему я такой одинокий?». Андрей Логвин рассказал «НИ», что, придумывая коллекцию, он хотел избегать четких лозунгов и «подсмеиваться над ситуацией с общечеловеческих гуманных позиций». Дизайнера ждал, по его словам, «маркетинговый провал». «Я много раз выходил на митинг с рюкзаком маек, чтобы их продать, но, когда я попадаю в эту ситуацию, я понимаю, что не могу их продавать, и начинаю просто раздавать, – рассказал собеседник «НИ». – 200 маек я раздал только на первых митингах – друзьям, красивым девушкам, журналистам». Когда же г-н Логвин пытается рекламировать «гражданскую» одежду в протестных сообществах в соцсетях, их координаторы безжалостно удаляют его сообщения, полагая, что это бизнес «на крови». «Во Франции есть целая индустрия: несколько фирм делают майки, флаги, т.е. все, что нужно для митингов, – говорит дизайнер. – Представьте, идет по улице 50 тысяч человек, из них пять тысяч одеты в одинаковые футболки. Это круто. Но в наших условиях нужно делать либо продуманный бизнес, либо раздавать вещи бесплатно».

Футболку с надписью «63,6% прозрачности» (именно столько процентов голосов набрал на выборах президента Владимир Путин) выпустила дизайнер Катя Добрякова. Как сообщили «НИ» в бутике, где продаются ее вещи, спрос на майку, которая стоит шесть тыс. рублей, есть.

Дизайнера Александра Арутюнова протестное движение вдохновило создать блог «Мода на баррикадах». В нем он призывает оппозиционеров «митинговать красиво». «Сомневаться уже не приходится: ходить на баррикады – новый тренд, – излагает свою позицию автор. – Это блог о главных героях, об эталонах для подражания и обо всем, что может быть общего у моды и революции». Дизайнер советует, как создать «образ правильного революционера», «образ современной революционерки» и «как одеть ребенка на митинг».

Однако за это борцам за демократию придется заплатить далеко не демократичную цену. Например, среди аксессуаров, которые г-н Арутюнов считал «особенно необходимыми» в феврале, – перчатки за 20 тыс. рублей, рюкзак за 19 тыс., сапоги за 38 тыс., шерстяные носки за тысячу. На митинге «За честные выборы», прошедшем 4 февраля, дизайнер раздавал красивым и модно одетым девушкам белые ленточки со стразами.

Отметим, что одежда для митингов появилась в России не одновременно с движением «белых ленточек», а гораздо раньше. Например, в интернет-магазинах можно купить вещи с символикой «Стратегии-31» – серии акций, которые оппозиция проводила в защиту 31-й статьи Конституции с 2009 года. Продаются самые разнообразные вещи с цифрой «31» – майки, толстовки, кепки, значки, брелки, блокноты, флеш-карты, кружки, коврики для мышки, магниты на холодильник. Предлагаются также футболки со словом «Хорек» и другие вещи с изображением этого животного. Грызун стал символом «Стратегии-31» после того, как «Жемчужный прапорщик» – питерский милиционер, избивая демонстрантов, называл их хорьками.

Как символ протеста может продаваться не только одежда и аксессуары, но и все что угодно. Например, интернет-магазин карнавальных костюмов предлагает за 900 рублей маску Гая Фокса (маску этого английского дворянина, жившего в XVI веке, использовал герой-анархист в фильме «V значит Вендетта». Позже она стала символом протестного движения на Западе). Как сообщается на сайте магазина, ее можно надеть «на демонстрацию, день рождения, митинг, тематическую вечеринку, хеллоуин». В московских магазинах также можно найти копилку в виде орущего омоновца, который держит в одной руке дубинку, а другой рукой показывает на нее. Перед выборами сеть кафе «Кофеин» предлагала кофе, который был посыпан корицей в виде портретов Владимира Путина и Михаила Прохорова. Украинское издательство «Инспайрд Би» выпускало для украинского и российского рынков туалетную бумагу с портретами таких политиков, как Владимир Путин, Александр Лукашенко, Джордж Буш и олигарх Борис Березовский.

По словам эксперта «Лаборатории Касперского» Марии Наместниковой, протестные настроения в декабре стали использовать и спамеры. Они начинали письма с того, что призывали адресатов идти на митинг, после чего рекомендовали «подготовиться» и приобрести флаги, растяжки и другие атрибуты протеста.

Никакой политики – только бизнес

Как рассказал «НИ» политолог Павел Салин, успешно зарабатывают на протестных настроениях профессиональные провокаторы. «Это настоящий бизнес, – поясняет политолог. – Как и предприятие общепита, они обслуживают любого клиента, который платит. Как мы видим, провокаторы есть на любых митингах – как провластных, так и антивластных. Их услуги может оплачивать как власть, так и оппозиция». По словам г-на Салина, власть может нанимать провокаторов для участия в акциях оппозиции и наоборот.

«Оппозиция частично спонсируется предпринимателями, которые себя не афишируют, чтобы не иметь проблем с правоохранительными органами, – говорит эксперт. – При этом власти абсолютно неправильно утверждают, что оппозиция спонсируется из-за рубежа». Просто выйти на митинг стоит несколько сотен рублей, подраться с ОМОНом – несколько тысяч. По словам Павла Салина, абсолютное большинство участников ходят на политические акции бесплатно. На оппозиционные – по зову сердца, на провластные – из-за административного давления или за поощрения в виде отгула.

В Германии на протестной идее много не заработаешь

Понятие «протестное движение» в Германии весьма условно. Бывают, конечно, выступления антиглобалистов, трудящихся (за повышение зарплаты, под эгидой профсоюзов), локальные, хоть и массовые протесты против строительства чего-то, чего не хотят горожане, но в принципе общество живет умиротворенно и тихо. Так что если бы какому-то предприимчивому товарищу пришло в голову сделать по-настоящему хорошие деньги на волнениях народных масс, то вряд ли бы он сильно обогатился.
Однажды корреспонденту «НИ» довелось присутствовать на многотысячном антифашистском митинге в старинном баварском городе Аугсбург. Митинг был против ультраправых, но носил скорее профилактический характер, так как если таковые в городе и есть, то их не слышно и не видно. Но что поражало и радовало глаз на этом празднике единения жителей города против тех, чья идеология здесь нон грата, так это самодельные значки с перечеркнутой свастикой, нарисованные от руки плакаты и баннеры. Видно было, что люди пришли не формально отметиться или прогуляться, что они готовились, что рисовали и клеили свою «наглядную агитацию» всей семьей, что дети занимались этим творчеством вместе с родителями, и это материализовавшееся в собственных поделках отношение к предмету шло от самого сердца.
Относительная дешевизна и доступность изготовления футболки с любой надписью или баннера с любым текстом также лишает коммерсантов интереса к зарабатыванию на протесте. Пошел, заказал, получил. Заказать можно и по Интернету, и в магазинах, и в копицентрах. Единственный «подвох» (и это тоже особенность немецкого менталитета) состоит в том, что если какому-то не очень далекому человеку, который оформляет сделанный вами заказ, покажется, что текст, который вы хотите увидеть на баннере или футболке, содержит что-то вредное для общественной морали и спокойствия, он тут же «стукнет» в полицию. Это у немцев в порядке вещей, причем отношение в обществе к подобному проявлению «сознательности» населения вполне благосклонное.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"