Posted 17 мая 2006,, 20:00

Published 17 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:12

Updated 8 марта, 09:12

Режиссер  фильма «Код да Винчи» Рон Ховард

Режиссер фильма «Код да Винчи» Рон Ховард

17 мая 2006, 20:00
Вчера во французских Каннах с треском провалилась мировая премьера кинокартины «Код да Винчи». Специально построенный к первому показу фильма павильон сначала не смог вместить всех желающих ознакомиться с новым шлягером Голливуда, а по окончании сеанса в зале звучал недовольный свист. Некоторые покидали павильон, даже

– С одной стороны, совсем неплохо для режиссера снимать фильм по книге, которая так нашумела. С другой – куча проблем, недовольство Ватикана и прочее…

– Я не принадлежу к породе скандалистов. Устраивать скандалы, ажиотаж вокруг своего фильма мне не свойственно. Тем не менее я выбрал именно эту историю, потому что в ней много сложного, провокационного, интригующего.

– Как насчет негативной реакции в католических странах?

– Я всего лишь режиссер, рассказчик историй, и свобода их выбора лежит в центре моей творческой деятельности. Я уважаю право зрителей на выбор смотреть или не смотреть фильм, но стремление что-либо запрещать тем, кому может показаться что-то в этой истории интересным, я не поддерживаю. Это диктат, а я не поклонник диктатуры.

– Насколько сложно было снимать фильм? Как к съемкам относились власти Франции, страны католической?

– В Париже нам была оказана всяческая поддержка. Снимать в больших городах непросто, я снимал во многих американских мегаполисах: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго. Многое лимитировано, нужно следовать строгим инструкциям. Но если нам что-то было разрешено заранее, никто своих обещаний не нарушал.

– Есть ли у вас самая любимая сцена в романе, по которому вы снимали картину?

– Трудно выбрать, но две попробую назвать. Начало с убийством было безумно интересно снимать в Лувре. Сами стены Лувра помогли. Главное – нужно было найти верную ноту, закрутить триллер, с одной стороны, с другой – дать почувствовать подлинность атмосферы, чего мы смогли достичь именно в Лувре, используя множество подлинных шедевров искусства. Это сцена очень важна, это начало истории, и ее все очень хорошо помнят. По-моему, у нас получилось. Вторая – сцена в доме сэра Тибинга, в которой участвовали великолепные актеры: Том Хэнкс, Одри Тату и Йен Маккеллан, обсуждающие безумные идеи, вокруг которых крутится сюжет.

– А что вас как режиссера более всего заботило в вашей работе?

– Имелся отличный сюжет, прекрасные характеры, которыми наполнена книга, нужно было сделать их более живыми и зрелищными. У нас великолепный интернациональный актерский ансамбль, и для меня было истинным наслаждением работать с такими звездами, как Жан Рено, Одри Тату, Юрген Прочнов, и другими, которые сделали эту историю более человечной, эмоциональной.

Том Хэнкс – единственный среди актеров американец, я действительно хотел, чтобы состав был интернациональным, чтобы характеры – при всей выдуманности истории – были как можно ближе к реальности. Я иногда смотрел на всех этих актеров на съемочной площадке и думал: ничего себе, никогда бы не мог вообразить, что буду с ними со всеми работать, да еще в одном фильме.

– Насколько глубоко вы вникали в эту историю?

– Мне не хотелось уходить далеко от книги, даже если что-то в ней не вполне достоверно, потому что, мне кажется, для зрителей наиболее интересно пойти на фильм и сравнить то, что они увидят, с тем, что прочитали в книге. Но, конечно, я не мог полностью перенести на экран все сюжетные линии, от каких-то мне приходилось отказываться. В конце концов, это кино, у которого свои законы.

– Представляете ли вы себе реакцию зрителей в разных странах?

– Мы много разговаривали с Дэном Брауном, который гораздо раньше меня столкнулся со всеми сложностями и разнообразием восприятия этой истории. Повторяю, я не ищу скандала, но осознаю, что в фильме много провокационного, и готов к самой разнообразной реакции. Готов участвовать в любой дискуссии – на самом деле, главное свойство хорошего фильма – вызывать споры. Надеюсь, в картине есть разные уровни – это и просто зрелище, и серьезная пища для размышления.

– В титрах стоит имя Дэна Брауна как исполнительного продюсера. Что это значит?

– Дэн был сговорчив и продуктивен, с самого начала он понимал, что будут неизбежные отклонения от сюжета и изменения. Он не только не сопротивлялся, но и очень сильно помогал. Критически смотрел на некоторые наши задумки, что нам тоже помогло в самом начале. У него был ряд идей, которые не вошли в книгу, но которые мы смогли воплотить в фильме. Помню, однажды, во время репетиции, мы с Одри Тату и Томом Хэнксом несколько часов подряд говорили с Дэном об образе Лэнгдона, о смысле романа, о предыстории и истории. Думаю, что Том взял несколько деталей для воплощения характера Лэнгдона непосредственно от Дэна.

– Вы, вероятно, много раз перечитывали роман и вообще сильно вовлечены во всю эту историю. Вам самому не приходила в голову мысль покопаться в символах полотен да Винчи?

– Я разговаривал с несколькими теоретиками искусства живописи, которые доходчиво объяснили мне символику живописи художников Ренессанса. Это очень интересно, и когда мы снимали в Лувре и выдавалась свободная минутка, я ловил себя на мысли, что понимаю в картинах гораздо больше, чем раньше, понимаю их скрытый смысл. Это здорово. Но и головную боль я тоже получил. Я не стал смотреть на картины другими глазами, все равно я воспринимаю их больше эмоционально, но все же совсем теперь от работы мысли отключиться не могу. В некоторых кадрах фильма есть свои символы, мы играли с Дэном Брауном в своеобразную игру, когда он их разгадывал.

– Как участвовал в работе Том Хэнкс?

– Когда я впервые серьезно задумался о том, чтобы делать эту картину, Том позвонил мне и спросил, не хочу ли я с ним поговорить о «Коде да Винчи», он как раз прочитал книгу, был очень увлечен характером Лэнгдона, ему хотелось играть человека с таким мощным интеллектом. Он был по-настоящему увлечен идеей сыграть этого человека. Ему хотелось проникнуть в суть характера, не делать из него супергероя, он подходил к нему совершенно по-хичкоковски. Обычный человек, который не привык решать свои проблемы насилием, которому никто никогда не угрожал, вдруг оказывается в экстремальной ситуации, когда все вокруг одна сплошная угроза, опасность, тайна. Совсем как у Хичкока – простой тихий человек вдруг оказывается вовлеченным в опасную игру и сам становится подозреваемым.

СПРАВКА

Режиссер Рон ХОВАРД родился 1 марта 1954 года в городе Дункан в США. Его родители – актеры Рэнс и Джин Ховарды. В полтора года он уже снялся в кино. Подростком сыграл несколько ролей, которые сделали его популярным, прежде всего этому способствовало участие в сериале «Шоу Энди Гриффита». Сразу после школы в 1972 году поступил в Университет Южной Калифорнии, где изучал режиссуру, но через два года бросил учебу. В качестве режиссера дебютировал в 1977 году с фильмом «Большое похищение автомобиля». В 1985 году вместе с продюсером Брайаном Грейзером основал кинокомпанию Imagine Films Entertainment. На счету Ховарда такие фильмы, как «Всплеск» (1984), «Кокон» (1985), «Уиллоу» (номинация на лучший фильм в конкурсе Каннского фестиваля, 1988), «Партнерство» (1989), «Обратная тяга» (1991), «Далекая страна» (1992), «Газета» (1994), «Аполлон-13» (1995), «Выкуп» (1996), «Эд из телевизора» (1999), «Как Гринч украл Рождество» (2000), «Игры разума» («Оскары» за лучшую картину и режиссуру, «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, 2001), «Пропавшая» (2003), «Нокаут» (2005). С 1975 года Рон женат на своей школьной подруге. Такая верность – невиданная для Голливуда штука.





ВСЕМИРНОЕ РАСКОДИРОВАНИЕ

В самом начале съемок «Кода да Винчи» группа приверженцев католицизма обратилась к христианам всего мира с предложением об объявлении бессрочной голодовки. «Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы прекратить это безумное буйство ереси, шагающее по планете», – заявил инициатор акции Джозеф Диас. Один из самых влиятельных кардиналов Ватикана Фрэнсис Аринзе заявил, что христиане должны подать судебные иски в ответ на выход фильма: «Христиане не должны бездействовать и говорить, что для нас достаточно простить и забыть». Вслед за Ватиканом, назвавшим роман Дэна Брауна «предательством Христа», с его критикой выступил архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс. В своем пасхальном послании он отметил: «Усиливается тенденция сочинения фантастических историй, которые бесстыдно играют с христианской верой и древними преданиями». К бойкоту фильма «Код да Винчи» призвала своих верующих Элладская Православная Церковь. Верующие призываются также к организации пикетов у кинотеатров. К волне протестов присоединилось население маленькой, но ультраконсервативной Мальты. Под петицией протеста подписались уже 500 граждан страны. Влиятельная южнокорейская протестантская организация «Христианский совет Кореи» обратилась в городской суд Сеула с требованием запретить прокат фильма в стране. К заявлению прилагались подписи 70 тыс. корейцев. Католическая Церковь Южной Кореи, впрочем, воздержалась от критических оценок фильма. «Мы считаем, что все в нем – фантазия, никоим образом не способная поколебать веру корейских католиков в Библию», – заявил представитель Сеульской епархии Католической Церкви Ан Сан Ен. Вчера киностудия «Коламбиа пикчерс» потребовала от цензоров Таиланда не прикасаться ножницами к экранизации книги Дэна Брауна. Ранее цензура под давлением Коалиции верующих-христиан страны решила вырезать из фильма ряд сцен продолжительностью 15 минут экранного времени. В Индии решено воздержаться от показа «Кода» в кинотеатрах. Как заявил секретарь министерства информации, в адрес ведомства поступило свыше 300 петиций из различных организаций и от частных лиц с просьбами не выпускать этот фильм в прокат.
Православные епископы Молдовы во главе с митрополитом Владимиром осудили предстоящий показ в стране «Кода да Винчи». По мнению епископов, выход фильма в молдавский прокат «означает игнорирование базовых ценностей духовной идентичности коренного населения страны, противопоставление себя всему, что составляет основу нашего общества». В Белорусском экзархате РПЦ считают «Код» очередной ересью, но не собираются инициировать богословские дискуссии в связи с его показом: «Фильм не достоин дискуссий, потому что не выдерживает никакой критики не только с точки зрения богословия, но и с точки зрения киноискусства». Грузинская Православная Церковь не советует прихожанам смотреть «Код да Винчи», заявил пресс-секретарь ГПЦ Зураб Цховребадзе. С аналогичным обращением к прихожанам обратилось главенство Католической церкви Грузии.

"