Posted 17 апреля 2014,, 20:00

Published 17 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Грести четырьмя лапами

Грести четырьмя лапами

17 апреля 2014, 20:00
При кажущейся одинаковости современных систем полного привода, на каждой машине они имеют свои отличия. К примеру, абсолютно разные полноприводные Opel Мокка и Insignia ОРС имеют одинаковую по конструкции трансмиссию? Как совместить несовместимое и зачем это нужно? Выяснять мы отправились в австрийский Зальцбург.

Австрийский Зальцбург знаменит не только Моцартом, но и своими соляными шахтами. Еще со времен Рима здесь добывалась каменная соль, которая затем продавалась во многие уголки Европы. И даже название Зальцбург переводится, как соляной город. В какой-то мере соляные шахты стали залогом процветания этой земли, воспитавшей многих талантливых людей, среди которых оказался и сын каменщика — легендарный Моцарт.

Больше жизни!

В чем соль автомобиля? В его полноприводной трансмиссии. Почувствовать все тонкости Opel, мы отправились на горный полигон в окрестности Зальсцбурга.

Нужно сказать, что весь полный привод Opel это муфта Haldex в различных вариациях и настройках. Она ставится и на Мокка и на Insignia Country Tourer и даже на Insignia ОРС. Вся разница в настройках подвесок, электроники, управляющих элементов и в клиренсе. Современные Haldex 4 сейчас превратились, по сути, в полноприводные «редукторы», у которых вместо зубчатых колес фрикционы. В общем, они постоянно передают момент на обе оси. Пакет фрикционов всегда находится в зацеплении. Это намного удобнее, потому как не требуется громоздить сложные системы управления дифференциалами и их блокировками. В зависимости от того, как едет машина, электроника на Haldex имитирует работу дифференциала, распуская фрикционы или наоборот сжимает их, чтобы бросить основной момент назад.

Внедорожный полигон, разбитый между двух горных пиков представлял из себя три трассы. Одна снежно-ледовая, другая скоростная и третья маневровая.


Мокка классический кроссовер. Вся его электроника рассчитана на безмятежное ползание по грунтовке. Трансмиссия задумчива, плавна и мягка как ватное одеяло. Машина все команды выполняет с запаздыванием. Она как бы движется на ципочках, тщательно промеряя каждый свой шаг. Если взбодрить кроссовер пришпориванием акселератора, то он начинает вести себя нервно. Быстрый скачок и вот система стабилизации натягивает возжи. Автомобиль входит в вираж и тут же, теряя тягу, ползет наружу. Пока он не зацепится колесами за мокрый лед, энергии от двигателя не дождетесь. Что же ты не едешь, Мокка!?

В общем, отключаем всю электронику и смотрим, как поведет себя кроссовер. В этом варианте энергии хватает с лихвой. Но вот короткая база дает о себе знать. Машина под газом начинает вертеться, как волчок. Чуть качнул руль и автомобиль уже забрасывает корму и идет боком. Вернуть его на траекторию можно филигранными коррекциями рулем. Это не удивительно, ведь кроссовер Мокка сделан на базе малыша Aveo.

В повороте полноприводная трансмиссия позволяет немного подрифтить, но точного управления не дождетесь. Или нос поползет наружу, или корма захочет вырваться вперед.

В общем, Мокка с его высоким центром тяжести и короткой базой пригодится для неспешной езды. Его полноприводная трансмиссия предназначена для легкого бездорожья.

Чуть по-медленнее, кони

В этом ключе Insignia ОРС полная противоположность Мокка. Муфта настроена здесь на горячий агрессивный драйв. Даже система стабилизации в активированном состоянии позволяет немного пошалить. Посмотрим, как поведет себя машина на снежной трассе, заботливо политой организаторами водичкой в нескольких поворотах. При этом шины на Insignia ОРС нешипованные.


Однократное нажатие на кнопку отключает трэкшен-контроль. То есть ошейник снимается с акселератора, но система стабилизации продолжет действовать.

Инструктор дает команду, жмем на газ и трогаемся. Машина изумительно стартует за счет полного привода. С увеличением газа муфта блокируется и машина виляет хвостом. Очень приятно сдергивать ее с траектории и подруливать газом, раскидывая вокруг ворохи снежных брызг. Но если в этот момент запаниковать, нажать на тормоз или бросить газ, то автомобиль безнадежно поплывет и поймать его в зацеп можно уже далеко за пределами поворота. Автомобиль как бы проверяет водителя. Если дашь слабину и сморгнешь, то тут же окажешься на обочине.

При этом рулевое управление настроено великолепно. Коррекцию траектории можно проводить небольшими подрубаниями машины. Сбил ее с траетории и тут де стабилизировал дополнительным качком.

В поворотах автомобиль идет ровненько боком. Небольшим подтормаживанием вводишь его в занос и под добавление газа запускаешь в дрифт по дуге, чтобы на выходе из виража машина уже смотрела в нужную сторону носом.

Insignia в эти моменты приносит большое удовольствие. Муфта не только блокирует две оси, но и еще перебрасывает момент на внешнее заднее колесо, помогая подруливать корме. Тем самым, поведение Insignia становится понятной и предсказуемой. И на следующем круге стараешься нащупать алгоритм прохождения поворота еще более правильный, чем прежде.

Отключим электронную систему полностью. Insignia становится слишком живой. Траектории распрямляются и автомобиль чаще идет боком. Приходится больше работать рулем и выполнять все то, что электроника раньше делала за водителя. В общем, с электроникой ехать получается быстрее и надежнее.

В общем, полноприводные трансмиссии Opel оказались многогранны. Они научились угождать и размеренному бюргеру, и хорошему спортсмену, влюбленному в скорость. При этом и та и другая настройка муфты не имеет ярко выраженных недостатков. Opel, так держать!

"