Posted 17 апреля 2014,, 20:00

Published 17 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:17

Updated 8 марта, 04:17

Привычка нарушать

Привычка нарушать

17 апреля 2014, 20:00
О нормах антитабачного закона до сих пор не знают ни большинство граждан, ни полицейские, которые обязаны штрафовать нарушителей. К таким выводам пришли в Общественной палате РФ после проведенного на днях рейда по Москве. Общественники предлагают четко обозначить доступные для курения места и запретить полицейским кури

Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» действует с 1 июня 2013 года и запрещает курение на территориях образовательных и медицинских учреждений, на детских площадках и пляжах, в лифтах, в подъездах, на автозаправках, в аэропортах, на вокзалах и станциях метро и ближе 15 метров от них. С июня нынешнего года вступит в силу запрет на курение в поездах дальнего следования, на железнодорожных платформах, а также в ресторанах и кафе. Штраф за курение в неположенном месте составляет от 500 до 2 тыс. рублей. Однако еще до вступления в силу новых карательных мер против курильщиков госказна уже пополняется за счет любителей подымить. Как сообщил на прошлой неделе представитель Главного управления на транспорте МВД России Александр Востриков, только с начала этого года и только на транспорте были оштрафованы за курение 20 тыс. человек.

Однако многие курильщики и правоохранители запрет на курение продолжают игнорировать. В ходе рейда члены Общественной палаты РФ опрашивали встреченных ими полицейских, которые патрулировали улицы или территорию около станций метро, штрафуют ли они за курение. Выяснилось, что почти все опрошенные силовики об этом законе не знают. Один из стражей порядка утверждал, что курение запрещено только на детских площадках, другой и вовсе доказывал, что «на органах внутренних дел лежит более важная задача – защита личной, имущественной безопасности граждан, а к каждому курильщику поставить полицейского мы не можем».

Впрочем, и на детских площадках пока еще курят вполне безнаказанно. На первой же детской площадке, к которой подошли члены ОП, курил мужчина лет 30–35. Здесь же находились его жена и трехлетний ребенок. Когда общественники стали стыдить правонарушителя, его жена демонстративно достала сигарету и сказала, что закурит, как только проверяющие уйдут: «На другие площадки сходите, там также курят все. Вот бомжи сидят на этой лавке и пьют, к ним никто не подходит!»

На другой детской площадке не было ни детей, ни бомжей, зато была курившая женщина. Полицейский, участвовавший в рейде, сразу же выписал ей штраф в 2 тыс. рублей. Нарушительница, представившаяся Марией, бормотала, что не знала об антитабачном законе: «Конечно, я не курила бы здесь. Да я и не буду больше. Я вообще не курю. Так, балуюсь иногда. Это случайно. Конечно, правильно, что здесь курить запретили».

Действительно, только на одной из детских площадок более чем из десятка, которые обошли общественники во время рейда, была табличка с надписью, что курить здесь нельзя. Около станции метро «Отрадное» никаких знаков о запрете курения тоже не нашлось. «Как человек должен понять, что здесь он нарушает закон?» – удивляется пресс-секретарь Общественной палаты Наталья Галанина. По ее мнению, закон не исполняется, так как знаков о запрете курения нет, а пепельницы нередко стоят в тех местах, где курить нельзя.

Сопредседатель Российской коалиции за контроль над алкоголем и Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина отмечает, что в России до сих пор не утверждена форма знака о запрете курения, нет стандартов медицинской помощи для курильщиков. По мнению руководителя проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева, наказания рублем на курильщиков подействуют не сразу: «Европейская практика показывает, что люди успокаиваются только после четвертого штрафа».

Курильщики нарушают закон и из-за того, что дымить им зачастую попросту негде, считает начальник управления Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Лариса Белова: «Общественное пространство должно быть зонировано таким образом, чтобы места хватало всем». Член ОП РФ Елена Лукьянова также обращает внимание на эту недоработку закона: женщина преподает в МГУ, курит и не понимает, распространяется ли запрет только на учебные корпуса университета или на всю огороженную забором территорию на Воробьевых горах.

Председатель комиссии ОП РФ по развитию гражданского общества Иосиф Дискин называет недоработкой закона упразднение курительных комнат в аэропортах: «Люди находятся там очень долго, а создавать места для курения на открытом воздухе в аэропортах опасно. Возможно, стоит вернуться к изолированным помещениям для курения». Также положительную роль, по мнению Дискина, сыграл бы запрет на курение для полицейских во время службы: «Такая практика действует во всех европейских странах и США».

Руководитель столичного департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Алексей Майоров предложил вчера вывешивать фотографии неоднократно попадавшихся на курении в неположенных местах на досках позора. Адвокат Валерий Мальцев поясняет «НИ», что, согласно Гражданскому кодексу РФ, публиковать фотографию человека без его согласия допустимо в государственных или общественных интересах, но как дополнительное наказание публикация портрета гражданина противоречит закону.

"