Posted 17 марта 2004,, 21:00

Published 17 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Газовая диверсия

Газовая диверсия

17 марта 2004, 21:00
Вторые сутки спасатели разбирают завалы на месте обрушения подъезда жилого дома в Архангельске. На момент подписания номера список погибших увеличился до 52 человек. Тем временем официальные сведения об утечке бытового газа встречают все больше возражений. По мнению специалистов, газ взрывается совсем не так.

Весь вчерашний день к дому № 120 на проспекте Советских Космонавтов жители Архангельска несли цветы и мягкие игрушки – в память о погибших детях. Кусок арматуры и бетонной плиты от дома стал своеобразным памятником. На него ставят свечи. За упокой. Параллельно идет работа по разбору завалов. «Теоретическая возможность найти живых остается, – подчеркивает начальник областной службы спасения Игорь Поливанный. – Но только теоретическая». Хотя март выдался в этом году аномально теплым для Архангельска, более суток раздетый человек в холодном каменном мешке вряд ли выдержит. Остается надеяться и молиться».

Те, кто выжил после взрыва, ночевали сегодня в разных местах города. Часть жителей первых трех подъездов, наименее разрушенных, провели ночь в своих квартирах. Они вставляли стекла, наводили порядок в квартирах. «У нас трещина пошла до второго подъезда и через наш третий подъезд, – говорит Вера Шедракова. – Что будет дальше – неизвестно, обрушится там все это или нет. Многие уже уносят вещи. Я не знаю, что мне делать. Неизвестность».

Те, кто живет в четвертом подъезде, оставшемся стоять, но сильно пострадавшем, разъехались по родственникам, гостиницам и профилакториям Архангельска. Все их разговоры – о пережитом. Кошмар предыдущей ночи будет преследовать их еще долго. Нана Гегчян, живущая как раз в четвертом подъезде дома № 120 на проспекте Советских Космонавтов, вспоминает, что накануне трагедии ее соседи обращали внимание на запах газа и жаловались на посторонних в подъезде: «Очень много заходят, спят в подъезде. Мы их гоним отсюда, а эти бомжи опять приходят».

Лорина Сибирцева вспоминает первые минуты трагической ночи: «Люди с первого этажа стали выскакивать, в чем были одеты. А потом начали очень сильно кричать. А у меня входная дверь оказалась заблокирована. Нашла вилки, ничего другого нет под руками. И вилками отжала дверь. Вот в такой страшной ситуации в три часа ночи постаралась выбраться».

Архангелогородцы сейчас собирают теплые вещи для пострадавших. Их принимают в областном управлении социальной защиты. «Что необходимо в первую очередь? – объясняет Игорь Крекотень, заместитель начальника Управления подготовки и обучения ГО и ЧС Архангельской области. – В первую очередь теплые вещи и постельные принадлежности. Комитет по торговле и потребительскому рынку обеспечил пострадавших на первое время продуктами питания. А вот с одеждой проблема».

Полным ходом идет расследование причин трагедии. На месте взрыва обнаружен обрезок газовой трубы с заглушкой и инструмент, которым ее пытались снять. То есть на момент взрыва заглушка в злополучном пятом подъезде была на месте. Всего во взорвавшемся подъезде на разводящих газовых трубах – пять таких заглушек. Одна – на пролете между первым и вторым этажами, на месте входа трубы в подъезд. Еще одна – между внутренними и внешними дверями подъезда и три – в коридоре, «предбаннике» четырех квартир первого этажа.

Кроме того, на месте взрыва найдено оружие. По информации спасателей, это две снайперские винтовки. В областном управлении внутренних дел уверяют, что это охотничьи ружья, которые хранились в одной из квартир разрушенного подъезда. По данным из другого источника, одно ружье – охотничье, с мощным оптическим прицелом, второе – снайперская винтовка.

Разнятся и версии причин трагедии. Официальная – взрыв бытового газа. Но ее подвергают сомнению, во-первых, работающие на разборе завалов спасатели. «Слишком нетипичные для взрыва газа разрушения. Подъезд должен был сложиться, как карточный домик. А здесь – мелкие осколки от стен», – говорят они. Вторым официальную версию оспорил генеральный директор «Архангельскоблгаза» Вадим Лохов. По его словам, характер разрушений свидетельствует, что взрыв был намного мощнее, чем это произошло бы при взрыве газа. К тому же газ взрывается «объемно», вышибая прежде всего окна и двери. Именно поэтому дома «складываются». Здесь же – руины, как при направленном взрыве. Специалисты газовой службы города утверждают, что подъезд девятиэтажного дома заполнялся бы газом часа два. Это значит, что с 00.50 до 2.50 люди могли бы не раз почувствовать этот весьма специфический запах и вызвать аварийную службу. К тому же на всех дверях дома – железные двери с кодовыми замками. Впрочем, как и почти на всех подъездах других трех домов, где в ночь на 16 марта так же были обнаружены газовые трубы с сорванными заглушками.

"