Posted 17 марта 2004,, 21:00

Published 17 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Спецобслуживание

Спецобслуживание

17 марта 2004, 21:00
В скором времени в России могут появиться специализированные суды для бюрократов. Законопроект «О федеральных административных судах», подготовленный в недрах администрации президента, вносится на рассмотрение Госдумы. Его принятие, по мысли разработчиков, станет очередным сокрушительным ударом по коррупции. Однако дан

Еще в 2000 году Госдума в первом чтении приняла законопроект «Об административных судах», но после того, как депутаты столкнулись с мощным противодействием чиновничьего лобби, им пришлось положить документ «под сукно». И вот теперь о нем вспомнили. В ходе реализации административной реформы насиженных рабочих мест теоретически должно лишиться изрядное количество государственных мужей.

А оставшиеся при власти, по замыслу реформаторов, окажутся не только под надзором Генеральной прокуратуры, МВД и ФСБ, но и под общественным контролем. Его-то законопроект и призван обеспечить соответствующими инструментами. Жертвы административного произвола, которые не смогли достучаться до судов общей юрисдикции, заваленных ворохом дел различной степени тяжести и срочности, смогут обратиться в новую судебную инстанцию.

По словам начальника управления конституционного права Конституционного суда Леонида Лазарева, предметом рассмотрения «чиновничьих» судов станут жалобы людей как на конкретных волокитчиков и взяточников, так и на целые органы власти. «Неправомерные действия, равно как и бездействие чиновников, лягут в основу судебной практики, – заявил он «НИ». – Правда, на освоение дел, направленных против чиновников, уйдет некоторое время, потому что серьезных прецедентов взыскания в пользу граждан у нас пока не было».

Председатель президиума столичной коллегии адвокатов Георгий Зубовский настроен в отношении предлагаемой новации скептически: «Зачем плодить судебные органы, если административные дела с горем пополам рассматриваются в обычных судах. Подозреваю, что административные суды, особенно с учетом долгих споров вокруг них, превратятся в очередную кормушку для судейского сообщества. Ведь назначаться судьи будут по представлению Верховного суда, а сам специальный суд станет лишь одним из его структурных подразделений». С г-ном Зубовским полностью согласился и член комитета Госдумы по безопасности Виктор Илюхин. «Недаром к идее о таких судах вернулись именно сейчас, – заявил «НИ» г-н Илюхин. – Прошли выборы, и сегодня государство заговорило по-иному. По сути, оно признает, что чиновники нарушают закон, но само никак на это повлиять не может, посылая в судебном порядке разбираться с бюрократическим произволом беззащитных граждан».

Однако не только споры между обиженными и обидчиками станут предметом рассмотрения административных судов. В зале заседаний можно будет вести так называемый спор о карьере. Это означает, что гражданин, по идее, сможет «засудить» начальника, немотивированно отказывающего ему в продвижении по служебной лестнице. Кроме того, эти учреждения смогут рассматривать жалобы на резолюции несудебных органов – к примеру, пожарной охраны или ГИБДД. Сами госслужащие получат возможность разрешить в стенах судов новой разновидности свои трудовые конфликты.

Политические партии, предположительно, смогут оспаривать в таких судах отказ Минюста в регистрации. «Например, если какая-нибудь националистическая организация пожелает стать партией, но не получит «добро» от органа юстиции, то ей прямая дорога в административный суд», – заметил адвокат Зубовский.

В то же время есть у этого с виду благородного начинания немало оппонентов. Так, по словам Леонида Лазарева, весьма холодно к этой идее относятся в Высшем арбитражном суде. «Потому что они попросту могут лишиться административного судопроизводства. А это огромнейший спектр дел», – заявляет он. Впрочем, по словам г-на Лазарева, пока не сформирована законодательная база для нового подвида судопроизводства. В Главном государственно-правовом управлении администрации президента, занятом продвижением этой дерзновенной идеи, до сих пор не урегулированы все вопросы, связанные с новым Кодексом об административном судопроизводстве. «Именно новая правовая база ляжет в основу работы суда, – отметил источник «НИ» в администрации президента. – Статьи Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях применяться не будут».

Между тем и без создания специальных кодексов у нас есть немало законов, которые должны помочь гражданам призвать зарвавшихся чиновников к ответу. Если внимательно изучить тот же Уголовный кодекс РФ, так там по нерадивым «должностным лицам» плачут как минимум сорок статей. Про взятки знают все, но даже в других статьях строчка «с использованием своего служебного положения» означает значительное ужесточение наказания. Кроме мздоимства, караются такие преступления, как превышение должностных полномочий и злоупотребление таковыми (ст. 285, 286 – между прочим до десяти лет лишения свободы), а также Служебный подлог и Халатность (ст. 292, 293 до пяти лет). Например, ст. 289 грозит двумя годами тюрьмы должностным лицам за участие в управлении коммерческой организацией «лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме». Наверное, у многих читателей есть на примете такие лица. И даже за «воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» ст. 144 обещает посадить чиновника на три года.

Новые суды, впрочем, призваны рассматривать не особо тяжкие чиновные проступки. Если в процессе рассмотрения дела в административном суде выяснится, что деяние ответчика «тянет» на уголовную статью, тогда оно автоматически будет спускаться в суд общей юрисдикции. «Если имеет место уголовно наказуемое преступление, то бесспорно административный суд не будет обладать необходимыми полномочиями, чтобы наказать провинившегося бюрократа, – отметил Георгий Зубовский. – И дело будет уходить в привычные нам суды». «Так что поработает такой суд месяц-два, чиновники вздрогнут, а потом успокоятся, потому что станет понятно: ничего им не грозит, а происходит обычный круговорот дел в судах», – скептически заметил Виктор Илюхин.

"