Posted 18 февраля 2022, 19:04
Published 18 февраля 2022, 19:04
Modified 7 марта, 12:48
Updated 7 марта, 12:48
Анна Снежина
Хотя нынешний турпоток не сопоставим с доковидными временами, записаться на прием в визовые центры – испытание не из легких. Номерки разобраны на недели вперед, получается, что об оформлении визы нужно позаботиться за месяцы до планируемой поездки.
Но есть гипотеза, что ажиотаж с талончиками создается искусственно.
В отделениях VFC Global и BLS, к примеру, запись на туристическую визу ловят неделями. Для этого по несколько раз на дню нужно проверять сетку с расписанием – не появились ли, наконец, свободные места.
По телефону визового центра отвечают – ждите и ловите. Но путешествующих часто поджимают сроки, и неясные временные перспективы с получением визы - сущая головная боль.
Вместе с тем, на сайте центров помимо категории посещения «Tourism» (Туризм) есть универсальная «Others» (Иное). Многие отчаявшиеся, надеясь проскочить на прием по-хитрому, жмут на эту кнопку и получают таки приглашение. Но до прихода в центр не понимают, в какую ловушку попали.
«При входе в визовый центр строит контроль, и пропускают только по слотам на определенный день и на определенное время. Если тебе нужна туристическая виза, а приходишь ты с талоном «Others», тебя либо разворачивают и советуют дальше ловить талон «Tourism», либо предлагают пройти в VIP-зал и оформиться на коммерческой основе за 7.000 рублей (с человека), либо за 11.000 рублей (с человека). Это называется премиальное обслуживание. 11 тысяч - сел, положил ногу на ногу, вокруг тебя носятся и за тебя всё делают. 7 тысяч – вокруг тебя не носятся, оформляешь всё сам, но документы у тебя принимают без вопросов и без всяких предварительных записей», - рассказал «НИ» клиент визового центра.
До Нового года за VIP-обслуживание просили $42, теперь уже почти $100. Плюс пошлина и сервисный сбор 5000 рублей, доставка паспорта – 1200 рублей. Аппетиты растут. А когда откроют России въезды в другие страны без карантинов и без помех, наступит аврал, вообще по $200 будут брать?! - комментируют клиенты.
Сотрудники визового центра бескомпромиссны – сначала визы, потом билеты на самолет. Никого не волнует, что вы на свой самолет не успеваете. А если действительно нужно срочно – покупайте дополнительную услугу «Приоритетная подача».
Такое принуждение к платному экстра-сервису еще можно было бы понять, если бы ситуация с очередями действительно была напряженная. Однако, по свидетельствам клиентов, в обычных залах для подачи документов никаких толп не наблюдается, а вот VIP-зал почему-то всегда набит под завязку.
Вымогательство начинается еще с подступов к визовому центру. На уличном крыльце поток окучивает представитель страховой компании, предлагая «особые условия» по страховке. В пандемию многие страны выставляют обязательное условие для въезда: приобретение медицинского полиса с покрытием лечения COVID-19.
Далее на входе уже изнутри здания – кордон из сотрудниц в униформах. Они продают услугу «Сопровождение». Спрашиваешь – для чего? Ну, во-первых, чтобы не заблудиться в огромном здании, во-вторых, «чтобы сделать всё, как положено» - так, чтобы в визе не отказали.
Когда, пройдя предварительные заслоны, добираешься, наконец, к приемным окошкам, начинается второй тур.
Требования к подаче документов в визовых центрах зачастую намного более мудрёные, чем в самих консульствах.
Если раньше анкеты на визу можно было заполнять от руки в свободном порядке, в разных вариациях, то сейчас бланк обязательно должен быть заполнен электронно и в строгом соответствии со сводом правил.
Придираются буквально к каждой запятой, пробелу, палочке-черточке. Ivan Ivanov вместо положенного IVAN IVANOV – не зачет. Пробел между серией и номером паспорта – несдача и без вариантов на второй год.
Особенно безграничные возможности для вершения власти дают поля с адресами. Не дай Бог в указании адреса Lenina, 54-1/33 забыть вставить аббревиатуры APT (apartment - квартира) или BLD (building - корпус) или не в заданной очередности прописать индекс. Вас спросят, зачем вы вообще такие неподготовленные пришли и отправят домой выполнять работу над ошибками.
Или … любезно посоветуют всё перепечатать. Интернет-кафе, о удача!, как раз на этом же этаже. Распечатка одной страницы – 47 рублей. Касса рядом.
Принесли неподходящую фотографию? Не беда. Фотоателье по счастливой случайности тоже на этаже. 452 рубля в эту же кассу, и настоящие специалисты сделают вам правильную фотографию.
Флэшку в местные компьютеры не вставить, поэтому, даже если вы весь такой организованный педант, заполняйте бланк с нуля. Но можете облегчить себе жизнь и воспользоваться услугой «Заполнение анкеты», где опытный консультант сделает всё за вас со 100%-ой гарантией и всего за 480 рублей.
А хотите спасть спокойно в ближайшие дни и не гадать, откажут или не откажут в визе? Тогда закажите услугу предварительной проверки документов «Сделай всё правильно». Всего €15.
В меню визовых центров – десятки блюд на любой кошелек.
«В самом консульстве так не докапываются до документов, как в визовом центре. Просто делают кассу, бонусы себе, еще и бартерных партнеров по этажу раскидали. Хоть коллективное письмо в посольство не пиши, что агентства **** [обнаглели]», - возмущаются туристы.
И вот сотрудница в окошке приняла ваш пакет документов, и вот вы оплатили пошлину, и можно, казалось бы, расслабиться.
Но у выхода вас поджидает новое испытание на прочность. Приятная со всех сторон девушка – представитель банка-партнера по спецпрограмме предлагает вернуть уплаченную пошлину - 5000 рублей. В течение двух месяцев. Кэшбэком на оформленную прямо здесь за пять минут именную банковую карту. Карта не простая, а золотая. Ею можно расплачиваться за границей, обслуживание бесплатное, никаких дополнительных услуг, скрытых пунктов договора и мелких шрифтов под сносками. И подарочек от банка возьмите – подушку для самолета, пауэрбанк, кружку или кожаный чехол для паспорта. А я, ваш личный менеджер Маша, всегда на связи, любые вопросы – днем и ночью, вот визитка с сотовым уже у вас в руке.
На следующий день обнаруживаешь, что вышел из визового центра с оформленным кредитом (кредитной картой). А некоторые пункты договора с банком намекают, что тот самый обещанный кэшбэк в 5000 рублей превращается в совсем уж запутанное и туманное мероприятие.
И мегабонус напоследок.
Из чека от пошлины беззастенчиво выглядывают две лишние строки. Помимо непосредственно визового сбора центр начислил сервисный сбор (за то, что тебя так прекрасно обслуживали при приеме документов) и СБОР ЗА ДОСТАВКУ ГОТОВОГО ПАСПОРТА.
Больше 50% чека таким образом составляет плата за обслуживание. И если сервисный сбор еще можно хоть как-то понять – тебе как бы предоставили гардероб, туалет, креслица и т.д., то побор за доставку паспорта с визой – уже нечто за гранью. Смс или e-mail о готовности визы тебе, к слову, никто не пришлет. Хочешь, чтобы уведомили? Плати 235 рублей за оповещение.
Безобидные 600 рублей – скажем, обычная цена за доставку малогабаритного товара по Москве. Но почему за эти деньги твой паспорт доставляют не домой, а на какой-то непонятный склад, никак не связанный ни с консульством, ни с визовым центром? Что происходит в действительности? Ты, согласно чеку, платишь свои кровные 600 рублей курьеру за доставку тебе твоего паспорта с готовой визой, но всё равно самостоятельно едешь и разыскиваешь паспорт на складах какой-то сторонней организации.
Без предъявления чека об оплате курьерской доставки ваш паспорт с визой вам не отдут. Бодаться придется уже не с иностранным представительством, а с курьерской службой! Документ, удостоверяющий личность, таким образом просто берут в заложники.
Сложно вообразить такую ситуацию с национальным паспортом. Представьте, вы отдаете российский паспорт в МВД для оказания вам какой-либо госуслуги, скажем – штамповки прописки. Вскоре узнаете, что готовый документ в каких-то курьерских катакомбах, и они вам его не отдают без выкупа. Это же просто похищение главного удостоверения личности и вымогательство. Наверно, вы спросите у МВД, по какому праву он отдал ваш паспорт нехорошим людям.
Почему нельзя забрать паспорт с проставленной визой из того же визового центра, в который вы обращались, на худой конец из консульства, которое эту визу штампует? Ответ: в суровое время турист – это такой редкий вид человека, сумевшего сохранить какие-то деньги в наличии. Наглец! В отместку за такую дерзость он этими деньгами непременно должен поделиться – с консульством, с визовым центром и со всеми прилипшими к ним коммерческими партнерами. Ибо нечего!
«Если летишь семьей – сборы за визовые оформления приближаются к сотке, то есть к стоимости самой поездки. Иногда кажется, что дешевле слетать в регионы и оформить визы там, чем переплачивать за навязанные услуги в Москве, Петербурге», - делятся опытом туристы.
Мы не хотим сказать, что визовые центры – исчадие ада и они должны быть уничтожены. Многим путешественникам очень нравится эти просторные и чистые залы, высокая концентрация услужливых помощников на 1 квадратном метре, в целом клиентоориентированный сервис (в отличие от казенного консульского). Неопытным туристам поддержка «всё включено за ваши деньги» тоже может оказаться весьма полезной.
Понятно, что за время пандемии туристическая отрасль пришла в небывалый упадок и все изголодались насмерть.
Но мы просим лишь об одном: не нужно стараться создавать искусственный ажиотаж там, где его нет, обдирать и финансово насиловать туристов еще до покидания ими родной страны.
Одно известно наверняка: до коронавируса такого «мародерства» в визовых центрах не было…