Posted 18 февраля 2020, 12:29
Published 18 февраля 2020, 12:29
Modified 7 марта, 15:09
Updated 7 марта, 15:09
Напомним, что в минувшее воскресенье 68-летний протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской области на встрече с православными верующими заявил, что "у нас женщины сами не понимают, что такое брак. Неохота сказать, что "я бесплатная проститутка", поэтому говорят: у меня гражданский брак. Здрасьте! Да нет, ты просто бесплатно оказываешь услуги - и всё, а так тебя никто за жену не считает".
Высказывание вызвало широкий и преимущественно негативный резонанс в обществе, причем в самых разных частях его политического спектра. Слишком многие сочли его желанием представителей Церкви "залезть в постель" к гражданам, что граждане по понятным причинам не любят вне зависимости от их политических взглядов. Заместитель председателя Совета по правам человека при президенте Ирина Киркора назвала высказывание некорректным и оскорбительным.
Заместитель главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сказал, что протоиерей не ставил целью оскорбить женщин, а только критиковал безответственность мужчин, которые не хотят брать на себя полноценные семейные обязательства. Заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Савва отметил, что не обязательно применять "броские слова", чтобы тебя поняли и услышали, тем более что гражданский брак и проституция - все же совершенно разные вещи.
Телеведущая и правозащитница Екатерина Гордон обратилась в Следственный комитет с просьбой проверить высказывание представителя церкви - не подпадает ли оно под 282 статью Уголовного кодекса ("возбуждение ненависти либо вражды").
"Я не боюсь этих угроз. Для меня звонок из прокуратуры - это обычная история. Меня там все знают", - прокомментировал Димитрий Смирнов, добавив, что не боится даже возможного физического нападения, так как "еще сам навыки бокса не потерял". Он добавил, что даже доволен резонансом в обществе, хотя это и "буря в стакане воды" - теперь его слова услышит вся страна, и "если хотя бы 15% девятиклассниц" поймут, что именно он хотел сказать, то у некоторых из них появится возможность стать счастливыми. Он по-прежнему считает, что если "женщина переходит из рук в руки, несмотря на все улыбки и счет в банке", то она несчастна, - отмечает агентство "Интерфакс".
Димитрию Смирнову привели данные статистики: несмотря на все разговоры о якобы особой духовности в России, до 60% молодых пар сегодня уже не регистрируют свои отношения. Священник ответил, что "вступил с этим в борьбу": "Моя задача как священника назвать вот эту салфетку белой, а микрофон черным. Церковь вообще против того, чтобы укладываться в кровать с мужчиной, который тебе не муж. Это есть смертный грех. Я позицию Церкви излагаю. Кто с этим не согласен, кому Церковь не мать, тому Бог не отец", - заявил Димитрий Смирнов. В ответ на многочисленные просьбы придумать теперь слово и для мужчин, не регистрирующих свои отношения с женщинами, священник предложил термины "обманщик" и "подлец". "Почему мужчине трудно дойти до ЗАГСа? По одной простой причине: он ее не любит. Меня как священника и мужчину это глубоко возмущает. Если мужчина, который так живет, хоть целый день кричит о своем патриотизме, я ему не верю", - заключил глава патриаршей комиссии.
"Начнем с того, что под гражданским браком - как понимаю - иерей подразумевал сожительство,- написала в своем телеграм-канале Марина Юденич. - Потому как гражданский - это зарегистрированный и признанный государством. Но речь тут - как вы понимаете - идет исключительно о браке церковном, который - стало быть - не грех. В Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года сказано: "Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере" Вот такие вот лингвистические кружева. "С уважением относится" - то есть, грехом не считает? Стало быть, признает. Ладно, так и запишем, гражданский брак тоже не есть грех.
Идем дальше. То самое сожительство, которое иерей назвал "проституцией". Государство - и давно, к слову уж - этот брак отчасти признает, "ведение совместного хозяйства" и вот это вот всё еще с советских времен служило основанием для возникновения правовых отношений сопоставимых с брачно-семейными (правда, в весьма усеченном виде). А вот сегодня речь идет уже (и это не только дискуссии правоведов) о признании обеих форм брака. С большой долей вероятности, такие решения будут приняты на законодательном уровне. И вот интересно, что тогда? Священный Синод даст новое определение? Или пойдёт на конфликт со светским законом? Не думаю, если честно".