Posted 17 февраля 2008,, 21:00

Published 17 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:03

Updated 8 марта, 08:03

Комендантский чес

Комендантский чес

17 февраля 2008, 21:00
В ближайшие дни Федеральная миграционная служба (ФМС) проведет «зачистку» во многих студенческих общежитиях. Этот рейд будет направлен против нелегалов, проживающих в комнатах, которые предназначены для студентов. Ведь не секрет, что заветные квадратные метры учащихся сегодня занимают люди, не имеющие к студенчеству во

Милиция и чиновники решили очистить общежития от мигрантов уже к новому учебному году. Эксперты тем временем утверждают, что из-за засилья нелегалов около 60% студентов не могут получить свои законные комнаты и вынуждены снимать жилплощадь, тратя на это немалые деньги. В новом учебном году эта пугающая цифра возрастет в разы. Положение настолько тяжелое, что в некоторых общежитиях уже устанавливают магнитные турникеты, чтобы нелегалы не имели никакой возможности проникнуть внутрь.

Поджарый, длинноволосый Руслан, чуть прищурив глаза, чтобы больше походить на фото в пропуске, легко проскакивает через кордон охранников, которые дежурят на проходной студенческого общежития. Пропуск у него поддельный – компьютерные умельцы из числа студентов в общежитии сделали ему этот документ за 150 долларов. На фотографии – его друг: сам Руслан не успел перефотографироваться. В принципе, ни один охранник за полгода так и не заметил подвоха. На первый взгляд, уроженцы солнечной Киргизии – Руслан и его друзья – стражам порядка кажутся одинаковыми. «Мы раньше по одному пропуску через проходную ходили, но в прошлый раз у нас был подлинник, – рассказывает «Новым Известиям» Руслан. – Только не пишите, при каком вузе общежитие, иначе здесь сразу же устроят проверку». Уроженец Азии уже три года нелегально живет в комнате, которая предназначена для студента. Руслан в этом институте никогда не учился, да и в других тоже. В столице он подрабатывает частным извозом. Высшее образование для этого не требуется. В комнате общежития живет вдвоем со студентом. На двоих у них десять метров да один ноутбук с выделенной сетью Интернета – по меркам общежития это прекрасные условия. «Мы подружились, мне очень удобно, что он тут законно проживает, – рассказывает Руслан. – Когда устраивают рейды, я из комнаты убегаю, а он остается. Я в это время могу зайти в библиотеку или магазин. В большом общежитии от проверки спрятаться легко. За 150 баксов это просто сказочные условия. В Москве за такие деньги другого жилья не снимешь. А как мне комната досталась, все равно не скажу, а то всем захочется здесь поселиться».

Однако миграционной службе давно известны все пути к нелегальному заселению. «В большинстве случаев нелегалы договариваются с комендантами, – сообщила «НИ» начальник пресс-службы Управления Федеральной миграционной службы России по Москве Залина Филимонова. – А иногда живут в комнатах, которые оформлены на студентов. Просто те решили съехать из общежития, а комната так и осталась закрепленной за ними. Предприимчивые студенты решают сдавать ее. Наши сотрудники это проверяют».

Гастарбайтер спит рядом с милиционером

Сегодня в Москве работают более 200 общежитий и около 180 студенческих городков. Вместе с тем, по данным специалистов, многие студенты не могут получить законные комнаты. «Примерно 60% учащихся вузов вынуждены искать жилье в других местах, – поделился с «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – А все это происходит потому, что в общежития заселяют кого угодно. Финансирования не хватает, и руководство вузов оформляет с какими-нибудь строительными фирмами договоры на аренду общежитий. В итоге вперемешку со студентами живут гастарбайтеры, но на полузаконных основаниях. Иногда такие договоры подписываются и с милицией. Остальную часть жилых помещений занимают нелегалы, которые самостоятельно договариваются с комендантами». По словам г-на Комкова, у учащихся постоянно возникают конфликты с правоохранителями, которые живут в соседних комнатах. В прошлом году, например, двух стражей правопорядка осудили за то, что они в пьяном угаре порезали двоих студентов, прибывших в столицу из Таджикистана. «Даже после этого милицию из общежития не выселили», – негодует Сергей Комков. – И некоторые студенты, учащиеся этого вуза, не получили свои комнаты».

Эксперты утверждают, что из-за нелегальных жильцов, поселившихся в общежитиях, в некоторых студенческих городках просто страшно находиться. «Обитатели окрестных домов стали бояться проходить рядом, а дома там сильно упали в цене из-за сложившейся криминальной обстановки, – рассказал «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Нелегалам там давно объявили войну правоохранительные структуры, но они все равно заселяются на прежние места, а студенты вынуждены снимать квартиры». По словам Евгения Бунимовича, если не принимать меры, то ситуация с жильем для студентов в новом учебном году может стать критической. Из регионов в столицу с каждым годом едет все больше абитуриентов, а для поступивших ребят днем с огнем не сыщешь жилье. «С тех пор, как в вузы начали принимать по системе ЕГЭ, количество студентов, желающих учиться в столице, возросло в десятки раз, – заявил «НИ» Евгений Бунимович. – А вот расселить их негде. Зачастую это происходит именно потому, что комнаты, где должны жить студенты, населяют нелегалы».

Свой среди чужих

Часто нелегалами становятся… сами студенты. Юлии Панкратовой, поступившей в Московский государственный педагогический университет, не досталось места в общаге. Несколько раз она пыталась туда заселиться, но так ничего и не вышло: комендант уверяет, что мест для студентов не осталось. «Теперь мне приходится ютиться в другой студенческой общаге на севере Москвы, но уже нелегально, – рассказала «НИ» Юля. – Договорилась с комендантом. Одна треть всех жильцов общаги так делает. Если бы мне выделили комнату в общежитии при пединституте, то я бы за нее платила в три раза меньше. Да и условия здесь, мягко говоря, не сказочные».

Восемь двухъярусных кроватей стоят в Юлиной коморке бок о бок. Комната больше смахивает на барак. Обшарпанные стены, с которых сыпется штукатурка, покрыты пылью и плесенью, полы без линолеума и постоянно засоренные туалеты... В душевой в единственном окне зияет дыра, так что мыться невозможно. «Жить тут приходится буквально на чемоданах, – жалуется «НИ» Юля. – В любой момент может прийти проверка, или на семинар приедут иногородние аспиранты, и тогда нас, нелегалов, переселят на время в другие комнаты. Или же вовсе потребуют съехать. За своими вещами постоянно нужно следить, ведь контингент тут самый разный, да и люди постоянно меняются. Сюда заселяют даже гастарбайтеров с улицы или «челноков», приехавших в Москву на три дня».

Бизнес на койко-месте

Впрочем, часто происходит наоборот: сами студенты сдают свои комнаты жильцам, которые никакого отношения не имеют к их институту. Так поступили, в частности, Владимир и Ольга, приехавшие в столицу из Якутии. «Дотянув» в общежитии одного из вузов до третьего курса, они захотели пожить вместе. Студенты сняли угол в коммуналке как раз на те деньги, которые получали с аренды двух комнат в общаге. «Получилось очень выгодно, – честно признался «НИ» Владимир. – Одну комнату сдали за 150 долларов в месяц девушке из Нижнего Новгорода, а другую – парню из Новосибирска. И хотя они уже не студенты, но по поддельным пропускам, изготовленным на цветном принтере, их все равно пропускают. Не дай Бог, комендант узнает! Нас могут вообще из института выгнать! Но мы все равно рискуем». «Когда долго живешь в одном и том же корпусе, начинаешь замечать всех, – рассказал «НИ» аспирант Алексей Киличев. – И хотя после прошлогодних взрывов «лжестудентов» стало намного меньше, до конца их так и не выгнали. Да это, наверное, и вряд ли возможно – все равно лазейки найдут».

Правда, те самые лазейки, а тем более общий язык с комендантом стало находить намного сложнее. Причиной тому послужили слишком частые проверки. «Мою предшественницу за большое количество нелегалов в общежитии уволили, – призналась «НИ» комендант одного их столичных студенческих общежитий. – Я если и рискую, то только если знакомые хорошие. Ведь все ревизии проводятся по наводке, поэтому я стараюсь делать так, чтобы мои жильцы не бросались в глаза и не занимали комнаты долго».

Чаще всего в студенческие общежития заглядывают представители миграционной службы. «Мы теперь чуть ли не еженедельно проверяем по одному общежитию, – рассказал «НИ» начальник отдела иммиграционного контроля Управления миграционной службы России по Москве Николай Азаров. – И если на койке вместо студента мы находим нелегала, то штрафуем коменданта. Как ни крути, больше всего сомнительных договоренностей идет через них. Штрафные санкции немаленькие – до 40 тысяч рублей доходит. Мы обычно приезжаем в пять утра, пока мигранты не успели разойтись по рабочим местам. Раньше, когда гастарбайтерам было разрешено торговать на рынках, встречались общежития, которое были просто набиты мигрантами, а теперь их стало поменьше». По наблюдениям Николая Азарова раньше студенческие общаги заселяли в основном торговцы из Китая, а теперь – строители из Средней Азии.

Магнитный заслон

Для нелегала Артура, который живет в общежитии, самым большим страхом являются магнитные турникеты. Если они начнут действовать, то по поддельному пропуску уже не пройдешь в съемную комнату. «Придется тогда искать другой вариант, – сетует в разговоре с корреспондентом «НИ» Артур. – Не залетать же мне на пятый этаж! Видимо, всех гастарбайтеров выселят». Администрация МГУ (кстати, студенты рассказывают, что в здешних общежитиях число нелегалов от общего количества жильцов составляет 10%) решила бороться с нелегалами при помощи магнитных турникетов, которые начнут действовать уже в ближайший месяц. Каждому студенту, который проживает в общежитии на законном основании, выдадут специальный магнитный пропуск. А охранники на компьютере будут сличать каждого по фотографии, как только студент поднесет удостоверение к турникету. В общежитиях МГУ уже установили железные шлагбаумы, но еще не сделали пластиковые пропуска. «Видимо, это самый действенный способ избавиться от мигрантов, – заявили «НИ» в администрации МГУ. – Ведь даже если искоренить подкупных комендантов, то нелегалы все равно найдут лазейки. Турникеты избавят нас от пагубного влияния «человеческого фактора», и мы с помощью техники справимся с нелегальными жильцами. Если в каждом общежитии установить по такому турникету, то для студентов в общежитиях сразу же высвободится множество мест».

КУБАНСКАЯ НАПАСТЬ – «ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ» ИЗ ВЬЕТНАМА

Большинство нелегалов в Краснодарском крае – проживающие в студенческих общежитиях иностранцы. Находятся они в студенческом кампусе на вполне законных основаниях: эти люди оформлены как студенты, аспиранты, академические отпускники и слушатели различных курсов. У общежитий Кубанского госуниверситета расположена автостоянка, на которой стоят шикарные иномарки вьетнамских слушателей курсов русского языка, проживающих здесь уже много лет. По словам одного из таких «вечных студентов», торгующего на вещевом рынке, жить в общежитии намного удобнее и безопаснее, чем снять, а то и купить квартиру в городе. Вьетнамцы живут очень дружно, не конфликтуют, во всяком случае, все споры решаются внутри их сообщества и не выносятся на люди. Случайно попавший на вьетнамский этаж человек будет удивлен количеством маленьких смуглых людей, неистребимыми запахами экзотической кухни, на которой всегда крутятся кулинары, и вообще непередаваемой атмосферой Юго-Восточной Азии. По-русски здесь не говорят, и кажется, что и не понимают. Тем не менее документы у этих поселенцев всегда в порядке. Приехавшие из разных районов студенты вынуждены снимать квартиры: конкуренцию с вьетнамцами за места в общежитии они проигрывают.

Сергей ПЕРОВ, Краснодар

В ОБЩАГАХ ПИТЕРА ПРОИСХОДИТ КЛАССОВОЕ РАССЛОЕНИЕ

Усиленную охрану и порядок в общежитиях городские власти и милиция были вынуждены ввести после серии громких убийств иностранных студентов, происходивших с 2000-го по 2006 год. Одновременно возрос контроль в студенческих городках на Лесном и Измайловском проспектах, где иностранцы не жили, но где в последние десять лет за приемлемую цену коменданты сдавали комнаты посторонним людям. Однако усиление мер безопасности и ужесточение пропускной системы породили другую проблему. Теперь в отремонтированных и безопасных общагах, особенно в тех из них, которые расположены в центральных районах города, предпочитают селиться состоятельные и платежеспособные студенты- контрактники. А малоимущих бюджетников не без ведома руководства вузов коменданты выселяют в отдаленные и менее благоустроенные студенческие городки. Койко-место для бюджетника – около 45 рублей в месяц, а комната в блоке «квартирного типа» – 2800 рублей в месяц. Студенты обязаны вносить плату на год вперед, что для многих – весьма ощутимый удар по карману. Но когда руководителей вузов упрекают в стремлении нажиться на студентах, они отвечают, что виновато государство – якобы мизерное финансирование заставляет университеты зарабатывать для того, чтобы существовать.

Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

САРАТОВСКИХ КОМЕНДАНТОВ РЕГУЛЯРНО ЛОВЯТ ПРЯМО НА МЕСТЕ

Громких скандалов, связанных с заселением в студенческие общежития незаконных мигрантов и гастарбайтеров, в Саратове пока зафиксировано не было. Да собственно и самих гастарбайтеров в городе не так много, если не считать изгоняемых с рынков торговцев, которые в большинстве своем давно обзавелись купленными местными прописками. Главная проблема общежитий уже на протяжении многих лет связана с проживанием в них лиц, никак не связанных с вузами. Платежеспособные нелегалы договариваются с комендантами и получают отдельные комнаты или даже квартиры со всеми удобствами, которые не могут получить даже аспиранты и преподаватели самих учебных заведений. Недобросовестных комендантов, правда, ловят «за руку» регулярно.

Константин ФОМИЧЕВ, Саратов

НА УКРАИНЕ СТУДЕНТАМ ПРОСТО НЕГДЕ ЖИТЬ

Проблема со студенческими общежитиями в столице Украины стоит очень остро. В Национальном педагогическом университете имени М.П. Драгоманова в 2007 году без мест остались 1945 человек. В общаги были поселены только 65% иногородних студентов. А чтобы снять своему ребенку квартиру в Киеве, родителям надо выложить не менее 300 долларов в месяц. Первым делом поселяют льготников – в основном сирот и детей чернобыльцев. Все остальные подписывают соглашение, в котором говорят о том, что если повезет, они согласны жить в условиях перенаселения. Однако проблема не только в том, что в общагу попадают люди, не имеющие отношения к студенчеству, или сдаются площади в аренду коммерсантам. Система поселения в общежития на Украине настолько сложная, что даже с чемоданом денег порой вопрос не решить. На Украине активно действует Всеукраинский студенческий совет. Работает «горячая линия», на которую можно позвонить и сообщить о фактах нарушений, связанных с вселением в общежития. Беда еще и в том, что новые общаги с советских времен никто не строит. Выгоднее возводить жилые дома. В том же педуниверситете с 1980 года не построили ни одной новой общаги. При этом в прошлом году вуз выпустил 453 иногородних студента, а принял 1750. Накануне нынешнего учебного года учащиеся четырех крупных вузов Киева обратились с жалобами в министерство образования и науки. В ответ чиновники предложили с 2008 года ввести государственную программу «Студенческое общежитие». Ее взял под личный контроль президент Украины Виктор Ющенко.

Яна СЕРГЕЕВА, Киев

В ШВЕЦИИ НЕЛЕГАЛОВ К ОБЩЕЖИТИЯМ НЕ ПОДПУСКАЮТ

В шведских студенческих общежитиях иногда попадаются чужаки, но обычно это друзья или знакомые студентов, которые приезжают к ним погостить на несколько дней или провести вместе каникулы. Любую спекуляцию с комнатами делает невыгодной высокая квартплата: на их пересдаче можно «наварить» максимум 50–100 евро. В принципе же студенческих общежитий в Швеции не хватает. По данным Центрального союза студентов, сегодня в очереди на комнаты стоят более 100 тыс. желающих. Особенно тяжелая ситуация сложилась в больших городах – Стокгольме, Гетеборге и Мальме. И дефицит этот будет, скорее всего, лишь усиливаться. Стандартная студенческая «келья», предназначенная для одного человека, представляет собой 20-метровую комнату с ванной и туалетом. Кухня – общая для нескольких жильцов. Месячная плата за помещение составляет в среднем 300 евро. Нехватка комнат приводит к тому, что и сами ребята становятся более бдительными. За правильной сдачей жилья, кроме того, следят и соседи, и студенческие организации. Любой посторонний, задумавший вселиться в общагу нелегально, будет тотчас вычислен и изгнан. Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

БЕЗ КОНТРАКТА В ГЕРМАНИИ КОМНАТЫ НЕ СДАЮТ

В Германии собственник любой жилплощади обязан под страхом уголовного наказания письменно оформлять ее сдачу внаем. В контракте оговаривается все, вплоть до возможности или запрета завести кошку и точного времени, когда в помещении можно включать пылесос. Подавляющее большинство учащихся вузов поселяются в студенческих городках. Там комнатки со всеми коммунальными удобствами стоят на сотню-другую евро дешевле, чем в других районах. Если бы кто-то рискнул сдать такое жилье гастарбайтерам, не оформляя при этом договор, то об этом мгновенно стало бы известно соседям. А они, в свою очередь, тоже ни за что молчать бы не стали. Так что максимум, на что могут рассчитывать в этой законопослушной стране нелегалы, это на весьма рискованные ночевки у частных застройщиков или фермеров, согласных предоставлять работягам не учтенную налоговиками работу. Такое в Германии бывает, но пограничники и полиция регулярно проводят облавы в местах наиболее вероятного скопления «подпольщиков». А так как немецкие силовики взяток не берут, то и откупиться от сурового наказания никому не удается.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"