Posted 17 января 2013,, 20:00

Published 17 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:09

Updated 8 марта, 05:09

Утечка капитала

Утечка капитала

17 января 2013, 20:00
Ношение при себе большого количества наличности давно считается небезопасным. Однако и расчеты с помощью пластиковой карты иногда тоже таят в себе немало проблем. С тех времен, когда безналичные операции стали повсеместным явлением, мошенники придумали множество схем, позволяющих незаконно снимать со счетов «все, что н
Сюжет
Банки

Самые распространенные виды мошенничества с картами, по словам директора департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-БАНКа Александра Базанова, – это скимминг и фишинг, которые направлены на получение преступниками данных реквизитов карты, которые в дальнейшем используются для оплаты покупок или получения наличных. В случае со скиммингом злоумышленники считывают данные магнитной полосы, размещая в картридерах банкоматов специальные устройства – скиммеры. Также им иногда удается подсмотреть ПИН-код с использованием скрытых камер или накладок на клавиатуру банкомата. Впоследствии изготавливается поддельный дубликат карты, по которому деньги обналичиваются или проводятся операции в торговых точках.

С фишингом все гораздо интереснее. Реквизиты карты злоумышленники получают через Интернет или по телефону, придумывая все более изощренные способы: создают фальшивые сайты-клоны в фирменном стиле банка-эмитента, размещают баннеры от имени «своего» банка, направляют держателям SMS-сообщения о блокировке карты с просьбой перезвонить. Именно таким образом на днях был ограблен театральный режиссер Роман Виктюк, который получил SMS-сообщение о блокировке своей карты, которое было отправлено якобы от имени банка, в котором он обслуживается. В тексте письма была подробная инструкция о том, как разблокировать кредитку, которой г-н Виктюк незамедлительно последовал. В итоге с его счета пропали 400 тыс. рублей. Мошенниками оказались заключенные, которые сейчас отбывают срок в одной из колоний. Что же касается похищенных денег, то после обращения в полицию банк уже успел их компенсировать.

Все гениальное – просто

Ливанская петля – еще один хитроумный трюк, которым иногда пользуются карточные мошенники. Причем для его осуществления высокие технологии не требуются – достаточно обычной фотопленки, из которой делается что-то вроде кармана, который потом вставляется в картридер. Весь фокус в том, что человек, решивший снять средства с помощью банкомата, затем не может извлечь карту обратно.

Для дальнейшей реализации этой схемы от злоумышленников уже требуется актерское мастерство. В очереди тут же находится доброжелатель, который уверяет, что подобный случай не так давно произошел и у него, и предлагает свои услуги по извлечению карты. Утратившая бдительность жертва обычно предлагает своему «спасителю» посильную помощь, в частности, добровольно сообщает ему свой ПИН-код. Однако, несмотря на все усилия, вернуть карту так и не получается, растерянный клиент звонит в свой банк и отправляется домой в ожидании, когда в конце рабочего дня инкассаторы-таки извлекут ее из банкомата. Но к тому времени мошенники, установившие ливанскую петлю, уже успевают завладеть кредиткой и, разумеется, снять с нее все доступные средства.

Риск невозврата

Чиповые технологии, на которые уже успело перейти большинство банков, считаются одной из наиболее эффективных мер защиты от мошенников. «Такие карты существенно повышают безопасность всех операций с «пластиком», – утверждает директор департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга Банка Хоум Кредит Владислав Гужелев. – Мошенники могут скопировать информацию, зашифрованную на магнитной полосе, и изготовить дубликат карты, с помощью которого впоследствии можно снять наличные в банкомате или оплатить покупки в магазине. Считать же информацию с чипа и изготовить его дубликат гораздо сложнее. И даже если злоумышленникам удастся это сделать, операцию, проведенную по магнитной полосе карты без введения PIN-кода, можно опротестовать. Однако возмещение можно получить только в том случае, если расследование банка покажет, что клиент действительно пострадал от действий злоумышленников, а не решил сам таким способом обмануть банк».

Исчезновение со счета кругленькой суммы – пожалуй, самый очевидный способ узнать, что мошенникам так или иначе удалось завладеть данными пластиковой карты. Впрочем, иногда это «пренеприятнейшее известие» клиентам может сообщить сам банк, самостоятельно или с помощью неофициальных связей с банками-партнерами зафиксировавший считывающее устройство, установленное на банкомате, где клиент снимал средства. Если «отъем» денег еще не произошел, необходимо срочно заблокировать карту и озаботиться ее перевыпуском. В качестве полумеры некоторые держатели «пластика» предпочитают просто сменить ПИН, однако в этом случае мошенники, может, и не смогут воспользоваться банкоматом, зато интернет-магазины останутся в их полном распоряжении.

Если же мошенники уже успели подсуетиться и незаконное снятие средств все же произошло, клиенту опять же необходимо незамедлительно сообщить об этом банку, заблокировать карту и написать заявление на отмену совершенных операций. Однако возможность возврата денежных средств напрямую зависит от того, по какой причине произошло мошенничество. «Если расследование банка покажет, что оспариваемые списания произошли по вине держателя карты, то шансы на возврат средств стремятся к нулю, – предупреждает г-н Гужелев. – В случае наличия вины банка или других непредвиденных обстоятельств вероятность возврата денежных средств гораздо выше».

Эти слова подтверждает и председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе: «Если клиенту удастся доказать, что списание производилось без его ведома, без подтверждения с помощью кода или подписи, он заранее уведомил об этом банк, то, скорее всего, деньги вернут без всяких проволочек после внутреннего расследования. Кроме этого многие банки и клиенты страхуют такие возможности, поэтому не исключено возмещение в виде страховых выплат».

"