Posted 17 января 2013,, 20:00

Published 17 января 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:09

Updated 8 марта, 05:09

Не надо «грязи»

Не надо «грязи»

17 января 2013, 20:00
Органические продукты, или биопродукты – модное увлечение последнего десятилетия. Поклонников у «чистой» еды в мире все больше, особенно в Европе и США. Спрос действительно идет вверх, что подтверждают цифры: ежегодный рост мирового рынка биопродуктов составляет 20%, так что спад производства этому сектору сельского хо

Можно по-разному относиться к самой экологически чистой и здоровой пище и к тем, кто ее потребляет в надежде на крепкое здоровье и вечную молодость, но тот факт, что это уже далеко не штучный товар, рассчитанный на пресытившихся продуктовым изобилием потребителей, отрицать уже никто не будет. Правда, несмотря на все очевидные плюсы биопродуктов, у них есть немало противников.

Трезвомыслящие и экономически подкованные люди считают это явление не более чем очень удачным маркетинговым ходом, который, судя по растущему спросу на товары с приставками «био» и «эко», уже превзошел ожидания маркетологов. Ведь за здоровье и возможность жить долго и не болеть люди готовы платить, и платить немало. Скептики из числа «зеленых» добавляют, что вырастить в наше время по-настоящему экологически чистые фрукты-овощи или произвести биомолоко, возможно только в далекой глуши и вдали от цивилизации, но точно не в Европе, не в Америке и не в Московской области, где живого места не осталось от промышленных предприятий.

Если сам процесс выращивания растений и содержания птиц-животных фермеры могут контролировать, то на содержание вредных веществ в воздухе, воде и почве, на объемы промышленных и автомобильных выбросов в атмосферу они никак повлиять не могут. Даже врачи, так ратующие за потребление пищи без аллергенных и вредных химических компонентов – красителей, подсластителей и консервантов, тоже видят свое «маленькое» зло в экопродуктах: товары, которые не содержат консервантов, не могут долго храниться, а значит, повышается риск пищевых отравлений. Но европейцы, особенно жители больших городов, которые вынуждены существовать в агрессивной окружающей среде, не особо прислушиваются к умозаключениям скептиков и критиков и все активнее налегают на биорацион.

Европейское биоразнообразие

В Европе лидером по производству и потреблению экопродуктов считается Германия. В Берлине, Гамбурге и других немецких городах магазины, специализирующиеся на биоассортименте, работают уже не один год, они постоянно расширяют свой ассортимент, так как покупателей все больше. Немцы, подсевшие на экопродукты, предпочитают отовариваться именно в таких магазинах, а не в крупных супермаркетах, где появились целые «зеленые» развалы.

Зайдя в один из биомагазинов в Берлине, корреспондент «НИ» увидела полную продуктовую линейку: на полках было абсолютно все, что мы привыкли есть каждый день, начиная с овощей и фруктов, молока и мяса и заканчивая пивом. У кассы висели пакеты из темной, неотбеленной хлором бумаги, которая годится на переработку, никаких привычных нам пластиковых пакетиков – биостандарты в таком магазине действуют на все, в том числе на упаковку. Цены здесь отличались от цен в обычном супермаркете в среднем где-то на 15–20%. Опрос, проведенный Ассоциацией по изучению потребительского спроса Германии, еще в 2009 году показал, что 94% населения страны постоянно или время от времени покупают какие-то продукты, а также напитки, косметику, средства личной гигиены, детские и другие товары под марками «био» или «эко». В среднем на органическую еду немцы тратят 84 евро в месяц. В соседней Австрии, по данным соцопросов, биопродукты покупают примерно 72% населения.

В Испании, где соотношение цены и качества продуктов одно из самых лучших в Европе, спрос на биотовары также растет. Во всех крупных сетевых супермаркетах обязательно есть соответствующие отделы. Экологически чистые фрукты и овощи обычно лежат в овощных развалах, но отдельно, обозначенные зелеными этикетками. Многие мадридцы и жители других городов страны покупают продукты, мед, травяные чаи, витамины и БАДы в специализированных экомагазинах сети Hierbolario.

Во Франции четверо из десяти жителей страны, как выяснили социологи, хотя бы раз в жизни пробовали биопродукты. Здесь, как и в Испании, производят биовино, в которое не попадает ни сахар, ни красители, ни биодобавки. Емкости для вина обрабатывают водой, очищенной кислородом. Несмотря на высокую стоимость, французы активно покупают органическую еду, а также косметику, текстиль, детские товары, одежду, обувь и мебель.

В Великобритании появились не только биоотделы в супермаркетах и биомагазины, но и биокафе. Стоимость большинства экологически чистых продуктов в Европе в 2–2,5 раза выше стоимости обычных, в России же разница в ценах иногда доходит до тысячи процентов.

Фото: THINKSTOCK/FOTOBANK

Все под контролем

«Органика» стоит дорого, так как ее выращивание и производство обходится фермерам и производителям действительно недешево, процесс этот трудоемкий, затратный и кропотливый. Так, на полях и плантациях не применяется никаких минеральных быстрорастворимых удобрений, для борьбы с вредителями и повышения урожайности – все только натуральное и естественное: ультразвук, шум, свет, ловушки, птички, поедающие насекомых, особые температурные режимы и ручная прополка сорняков.

В животноводстве и птицеводстве курочек, уточек, буренок и хрюшек кормят едой без консервантов, стимуляторов роста и возбудителей аппетита, полностью запрещено использование гормонов роста и антибиотиков. Животные пасутся в естественных условиях, на открытых пастбищах и лугах, а не стоят в стойле. В переработке и производстве готовой продукции запрещены рафинирование, минерализация, использование синтетических веществ и любые манипуляции, снижающие питательные свойства продуктов.

Биопродукты могут быть как свежими, так и сушеными, вялеными, пастеризованными, солеными, квашеными, вареными, но никогда копчеными или жареными. Биопродукт можно подвергать вакуумной обработке и мгновенной заморозке, а вот обработка ультразвуком и химическая консервация категорически запрещены. Для упаковки также используются только биоматериалы, пригодные для дальнейшей переработки – не отбеленная хлором бумага, стекло, жесть, биопластик, который не вступает во взаимодействие с содержимым упаковки. Срок хранения многих биопродуктов, особенно молочных, не может превышать неделю, иначе это уже никакое не «био»: все, что хранится месяцами, априори содержит консерванты.

В США и Европе действует система сертификации биопродукции, что гарантирует потребителю качество сырья и способ переработки. Основные принципы, по которым продукты получают приставку «био», «эко» или «органик», были сформулированы в США еще в конце прошлого века, и основная их заповедь – никаких минеральных удобрений, пестицидов и ГМО. Но сегодня в европейских странах действует более жесткая система контроля производства биопродуктов. В Германии, Франции и других европейских странах требования к биопродуктам регулируются законодательными актами ЕС и национальным законодательством каждой страны. Сертифицирующие органы постоянно контролируют производителей и магазины, устраивая регулярные и внеплановые проверки.

В России рынок биопродуктов в последние годы бурно растет, предложений все больше, причем весьма необычных (предлагаются даже биодичь и биорыба), но вот с сертификацией пока так ничего и не изменилось. В нашей стране до сих пор нет какого-либо закона, регулирующего сферу производства биопродукции. По сути, эта отрасль пищевой промышленности функционирует вне правового поля. Официально в России узаконены только пометки «Без пестицидов» и «Без консервантов», маркировать продукты которыми производитель может только если имеет подтверждение Минсельхоза или Минздравсоцразвития РФ. Все ли производители обладают таким разрешением – вопрос открытый, никакой ответственности за нарушение этого ГОСТа нигде в российских законах не предусмотрено. Российские производители открыто пишут на упаковке своей продукции «биопродукт» или «экологически чистый продукт», хотя действующий ГОСТ делать это запрещает. При этом стоимость биопродукции в России может быть в 5–10 и более раз выше, чем стоимость обычных.

"