Posted 17 января 2012,, 20:00

Published 17 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:58

Updated 8 марта, 05:58

«Давайте все запретим, и не будет проблем»

«Давайте все запретим, и не будет проблем»

17 января 2012, 20:00
Председатель Исполкома (Идарата) Централизованной религиозной организации «Российская ассоциация исламского согласия (РАИС)», или «Всероссийский муфтият», муфтий Пермского края Хаджи Мухаммедгали Хузин распространил заявление, в котором призывает российские власти запретить деятельность кришнаитских организаций в стран

Один из недавних скандалов был связан с книгой «Бхагавадгита как она есть», в которой усмотрели экстремистские материалы. В конце декабря прошлого года Ленинский районный суд Томска отказал в удовлетворении иска прокуратуры Томской области о признании этой книги с комментариями написавшего ее гуру Свами Прабхупады экстремистской. Еще до этого, когда процесс был только инициирован местным ФСБ, в защиту древнего эпоса выступили парламент и МИД Индии. Российское же внешнеполитическое ведомство со своей стороны заявило, что «признаки экстремизма нашли только в комментариях Прабхупады, а не в самом священном тексте». Как бы то ни было, но точку в этих спорах уже поставил суд.

Однако Хаджи Мухаммедгали Хузин пошел дальше и предложил вообще устранить кришнаитов «из правового поля нашей страны». В качестве оснований муфтий назвал провокации, которыми, по его словам, занимаются кришнаиты. «Думаю, что Россия вполне может обойтись без полуграмотных толкований на древние эпосы. Благо «Махабхарата» известна у нас уже не первый век, и не один солидный ученый написал на нее нормальные комментарии», – отмечает Хузин.

«Мне вообще непонятно, почему Хузин решил выступить с подобным заявлением, – комментирует в беседе с «НИ» слова муфтия Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «Сова», занимающегося проблемами экстремизма. – Мне кажется, что это уже сложилось в добрую традицию – жаловаться на своих религиозных конкурентов. Суд уже решил, что данная книга никак не связана ни с каким экстремизмом, о чем еще тогда может быть разговор».

Любопытно, что другие мусульманские организации с одобрением столь радикальных мер, которые предлагает «Всероссийский муфтият», явно не спешат. Так, в Совете муфтиев России от комментариев воздержались. «Мы никакого отношения к «Всероссийскому муфтияту» не имеем, поэтому, поймите нас правильно, комментировать их заявления не будем», – сказали «НИ» в Совете муфтиев.

В Постоянном представительстве РАИС в Москве затруднились ответить на вопрос, является ли заявление

г-на Хузина частным мнением или позицией всей ассоциации, переадресовав «НИ» к самому муфтию. В его же пресс-службе разъяснили, что «это является его частным мнением. Но люди, которые с ним работают, его разделяют и поддерживают. И вообще он является главой Исполкома РАИС и говорил как глава Исполкома, поэтому делайте выводы сами».

Александр Верховский добавляет, что «если он это заявил как частное лицо, то тогда Хузин, в общем-то, может сказать что угодно. Что касается кришнаитов, то им и раньше предъявлялись претензии, правда, непонятно, почему». По мнению г-на Верховского, подозрения в экстремизме распространяются сегодня в России не только на религиозные движения и секты, а вообще на всех. «Обвинить в экстремизме сейчас можно любого человека, было бы желание», – добавляет г-н Верховский.

Заявление муфтия удивило и блогера радио «Свобода», профессора и публициста Хаета Хана Насреддинова. «Давайте тогда все сразу запретим, и не будет проблем. Впрочем, останется одна. Кто будет делать выбор – запрещать или нет. И я не удивлюсь, если это станет предметом большой ссоры между людьми разных конфессий», – возмущается публицист. По словам г-на Насреддинова, метро в Москве взрывают террористы-мусульмане, но из-за этого никому не приходит в голову запрещать ислам. Поэтому нельзя даже поднимать вопрос об ограничении деятельности кришнаитов. «Книга «Бхагавадгита как она есть» признана во всем мире. Но у вас всемирно признанная книга вдруг считается экстремистской. Хотя она была настольной книгой великих Толстого, Эйнштейна, Махатмы Ганди. Значит, эти люди – тоже экстремисты?» – задается риторическим вопросом профессор.

Как уже сообщали «НИ» («Книга – источник экстремизма», номер за 21 декабря 2011 года), сегодня в России существует целый список из 1057 наименований книг, признанных экстремистскими. Однако специалисты считают, что большинство из этих сочинений таковыми не являются.

"