Рус
Eng
Впали в детство

Впали в детство

18 января 2008, 00:00
Общество
АННА СЕМЕНОВА
Это сейчас в магазинах игрушек затишье. А еще недавно, во время предпраздничной лихорадки, покупатели сметали с полок все – от игрушечных самолетиков до оловянных солдатиков. Между тем далеко не все проданные игрушки были подарены детям.

Солидные мужчины в возрасте 30–40 лет покупали их для себя, прямо в магазине обсуждая с единомышленниками, как проведут зимние праздники за сборкой железной дороги или в баталиях на игрушечных танках. Такие чудики давно стали предметом пристального внимания маркетологов. Именно взрослые мужчины, в которых до сих пор играет детство, с удовольствием тратят десятки, а то и сотни тысяч рублей на, казалось бы, совершенно бесполезные и не интересные их сверстникам вещи. Для этой группы людей даже придумали специальный термин – кидалты. В США их уже более 7 млн. В нашей стране точной статистики пока нет. Но маркетологи уверены, что ребенок живет внутри каждого пятого взрослого россиянина.

Эти мужчины против регистрации брака, но обожают возиться с детьми и радуются, когда у них появляются собственные малыши. Они безответственны и непосредственны, но это позволяет им зарабатывать немалые деньги. Индустрия развлечений ориентируется на них – и не проигрывает. Кидалты с детским восторгом воспринимают все новое, яркое, экстравагантное и бесполезное и готовы потратить на это любые деньги.

Впервые термин «кидалт» (от английских слов «kid» – ребенок и «adult» – взрослый) употребил американский психолог Алекс Калькут в 1998 году. В своей работе «Задержка развития: поп-культура и эрозия взросления» он предположил, что современное общество все более активно демонстрирует свое нежелание взрослеть. По данным западных социологов, в США уже более 7 млн. кидалтов. В России они появились совсем недавно, но их число стремительно растет. «Это общемировая тенденция. Увеличение числа кидалтов – результат активной пропаганды потребительских ценностей и своеобразного духовного вакуума в обществе», – считает кандидат психологических наук Наталья Гурова.

40-летний мальчик

Среднестатистический кидалт – мужчина 30–40 лет, живет в крупном городе и занимается творческой работой. «Можно отметить такие преобладающие характеристики кидалтов, как эгоизм и желание играть», – рассказала «НИ» г-жа Гурова.

Кидалт обожает мультфильмы, кино для детей, приключенческие и фантастические книжки, бесполезные технические новинки, носит молодежную одежду, говорит на сленге молодых. Передвигается он, чаще всего, на скутере, роликах или нестандартных машинах. «У кидалта автомобиль обычно тюнингованный, нередко покрашенный в какой-то необычный цвет, возможно, даже разрисованный, – пояснил «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Но главная особенность кидалта – это его хобби. Со стороны кажется, что оно совершенно пустяшное и больше подходит ребенку, чем взрослому. Однако кидалт относится к нему более чем серьезно».

Авиамоделированием москвич Сергей Никандров «заболел» в 15 лет. Сейчас ему 32 года, но с подростковых времен изменились только суммы, которые он тратит на свое увлечение: от 400 долларов ежемесячно. «На работе меня считают умственно отсталым, но мне, честно говоря, плевать, – рассказал «НИ» Сергей. – Друзья с пониманием относятся к моему увлечению, а вот их жены – не очень. Называют мои модели «игрушками», а меня – «ребенком». Как-то девушка моего друга схватила мой любимый самолетик и начала с ним играться. У меня чуть инфаркт не случился: а вдруг сломает! В довольно жесткой форме пришлось объяснить, что прикасаться к моим самолетам нельзя». Из-за своего увлечения Сергей даже расстался с предыдущей пассией: «Ей, видимо, надоело, что я больше трачу денег на самолеты, чем на нее. Маша поставила меня перед выбором: или она, или авиация. Я принял решение. Самолеты мне дороже, чем секс».

Такие истории давно уже перестали казаться странными. Тысячи мужчин в одной только Москве буквально теряют голову от детских игрушек. «На день рождения приятелю, ему, кстати, 41 год исполнился, кто-то подарил два радиоуправляемых танка, – пишет в своем блоге москвич Алексей. – Все, застолье кончилось! Квартира превратилась в поле боя, приглашенные гости, одного с именинником возраста, вырывали пульты друг у друга».

Жена адвоката Михаила Басова Людмила решила сделать мужу роскошный новогодний подарок: игрушечную железную дорогу. Презенту мужчина обрадовался и с энтузиазмом начал разбираться с техническими тонкостями по инструкции. Интерес к вагонам и рельсам оказался настолько сильным, что мужчина… провел все новогодние праздники за игрой. «Представляете, он даже с ребенком за это время не поиграл в железную дорогу, хотя тот и просился, – посетовала «НИ» Людмила. – Сказал, мол, отойди, а то сломаешь. Гулять по зимнему лесу, кататься на коньках и ходить в кино нам пришлось вдвоем с сыном. Миша наотрез отказывался отрываться от железной дороги кроме как на еду и краткий сон».

Вечно холостой

Женщин, надо отметить, среди кидалтов намного меньше, чем мужчин. Психологи полагают, что причина кроется в том, что дамы более ответственно относятся к жизни. Им нужна стабильность, в то время как кидалт предпочитает на будущее не загадывать.

Фотограф Рустам Султанов из Санкт-Петербурга – типичный кидалт. В свои 38 лет носит исключительно молодежную одежду, передвигается на скутере и души не чает в мультиках: «По возрасту мне, говорят, положено остепениться, одеваться в классический костюм. Но это так скучно! Повзрослеть я всегда успею». Со своей девушкой он расстался месяц назад. «Когда мы только начали встречаться, меня в ней привлекла прежде всего непосредственность, – рассказал «НИ» мужчина. – Мы могли часами дурачиться, пускать мыльные пузыри и рисовать мелом на асфальте. Я думал, что ее все устраивает, но месяца полтора назад она закатила мне жуткий скандал. Мол, все выходные мы должны не кататься на роликах, а как нормальные люди поехать в магазин. Когда расставались, она сказала, что не хочет, чтобы в семье было два ребенка, причем один из них взрослый».

Парадоксально, но свое нежелание взрослеть кидалты умудряются обернуть себе во благо. Безответственность они компенсируют креативностью – и делают на этом немалые деньги. «Из них получаются отличные дизайнеры, фотографы, художники. Главное, чтобы им это занятие было интересно, – рассказал «НИ» Марк Сандомирский. – Тогда они, как дети, могут просиживать за своим занятием сутками, демонстрируя потрясающие результаты. Важно, чтобы им не ставили каких-то жестких ограничений. И руководство это понимает. По крайней мере, все кидалты, с которыми мне довелось иметь дело, были материально обеспечены».

Пришел, увидел, закупил

Общество не замедлило отреагировать на новых богачей. Так, в мультфильмах и кинокартинах, которые позиционируются как детские, полно взрослых шуток. Серьезные модельеры начинают выпускать платья и рубашки легкомысленных расцветок и с изображениями мультипликационных героев. А недавно в России появился телеканал, чьей целевой аудиторией являются именно кидалты. Концепция «мультфильмы круглые сутки» была выбрана верно: по данным Gallup Media, каждая минута анимации собирает в три раза больше зрителей, чем все остальные программы. Канал успел переманить львиную долю молодежной аудитории с других телевизионных кнопок.

По мнению экспертов, кидалты – очень перспективная аудитория с маркетинговой точки зрения. Так, по оценкам исследовательского агентства Market Research, покупательская способность зарубежных кидалтов составляет 1 трлн. долларов. И, как прогнозируют аналитики, эта цифра будет только расти. Благо, в России хватает магазинов, которые могут предложить потребителям красивые, но непрактичные товары по завышенным ценам. Например, держатель для туалетной бумаги со встроенным плеером за 10 тыс. рублей или маленького робота за 75 тысяч.

«Кидалт в магазине может потратить на порядок больше денег, чем консервативный, взрослый человек, – рассказал «НИ» генеральный директор R&I Group Юний Давыдов. – Последние совершают покупки, руководствуясь функциональными соображениями. Их надо «заманивать» скидками, лотерейными билетами. А кидалты покупают импульсивно. Их может привлечь в товаре либо его новизна, либо, если товар не уникален, ему можно внушить мысль, что «эта вещь тебе очень подходит». В этом плане они похожи сразу и на детей, и на женщин во время шопинга. Увидел, понравилось, купил. На цену обращают внимание в последнюю очередь».

Средний возраст покупателя авторских мягких игрушек, которые делает художник Никита Васин, – 25–30 лет. Сам он не считает покупателей, застрявших в детстве, чудиками. Наоборот, по его мнению, это современные состоявшиеся люди, которые не боятся разрушать границы и покупать его товар за тысячи рублей. «Не вижу ничего плохого в том, что взрослые, казалось бы, люди играют в плюшевые игрушки, – рассказал «НИ» Никита. – Умение оставаться детьми – это то, чего не хватает очень многим взрослым, которые из-за своей нарочитой солидности часто кажутся просто смешными».

Руки на кидалтах греют не только продавцы игрушек. Взрослые дети, обожающие все новое и экстравагантное, скупают последние модели сотовых телефонов, карманных компьютеров и плееров. «Я, кстати, наверное, тоже кидалт, – признался «НИ» Юний Давыдов. – Например, у меня два автомобиля: спортивный Jaguar, безумно красивый, но абсолютно непрактичный, и здоровенный брутальный внедорожник, но он – несерьезного, оранжевого цвета».

Впрочем, по мнению экспертов, пока что в России прослойка взрослых детей еще не так велика, как за рубежом. «Взрослые россияне к кидалтам еще не привыкли, – пояснила «НИ» директор рекламной компании Юлия Юзбашева. – Я делала в свое время ролик для йогурта, очень популярный на Западе, где папа ведет себя, как ребенок, говорит детским голосом. У нас эта концепция совершенно не пошла. Люди реагировали только на семейственность ролика. Прелесть перевоплощения в малыша мало кого зацепила. Однако, на мой взгляд, в скором времени российский сегмент Питеров Пэнов будет увеличиваться».

Шведские «дяди» подсели на подростковые сайты
Совсем недавно, охотясь за педофилами, которые знакомились со своими жертвами на подростковых сайтах, шведская полиция обнаружила большую группу людей, впадающих в детство без всякой задней мысли. Как выяснилось, сотни вполне зрелых людей обоего пола часами просиживают в чатах с подростками, выдавая себя за их сверстников. Взрослые дяди и тети взахлеб обсуждают поп-кумиров молодежи, школьных учителей и делятся своими переживаниями по поводу первой любви. Эти «виртуальные дети» вполне безопасны и не ищут личных знакомств с малолетками для сексуальных контактов. Они просто комфортнее ощущают себя в «шкуре подростков» и пользуются предоставляемой Интернетом возможностью вернуться в детство.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

Великовозрастные «дети» Германии тратятся по-взрослому

Руководители немецких супермаркетов отмечают, что во время предрождественского потребительского бума ажиотажным спросом пользовались дорогие игрушки для среднего школьного возраста: модели железных дорог, миниатюрные летательные аппараты с дистанционным управлением, японские роботы. Правда, покупали их в основном не для подростков, а для вполне зрелых мужчин. «У меня две комнаты из трех заставлены оловянными и пластиковыми солдатиками любых эпох, – с гордостью признался корреспонденту «НИ» 47-летний берлинский экономист. – С моим другом, тоже холостяком, мы разыгрываем иногда настоящие сражения. Недавно, например, повторили в миниатюре битву с Наполеоном под Ватерлоо». По подсчетам специалистов, на такого рода развлечения взрослые «детки» тратят по 5–6 тыс. в год.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин



Не желают жить по-другому

По мнению экспертов, существует несколько причин появления кидалтов. Одна из них – реакция на жесткую поведенческую модель, которую навязывает современное общество. «Идеалом сейчас считается тот мужчина, который потратил большую часть своей жизни на построение карьеры, зарабатывание денег и на выполнение обязательной программы типа «посадил дерево, построил дом, вырастил ребенка», – пояснил «НИ» психотерапевт Марк Сандомирский. – Кидалты же своим поведением выражают такой детский протест против мира не просто взрослых, но скучных людей». Жизнь старается поставить современного человека в жесткие рамки существования: к 8 утра на работу, к 7 домой к жене, в выходные по магазинам. Те, кто хочет этого избежать, впадают в детство – начинают вести себя так, будто не существует ни обязанностей, ни ответственности.
Массовое возвращение в детство может иметь и более простое объяснение. Кидалты сметают игрушки с прилавков магазинов, чтобы осуществить свои детские мечты, которые не нашли воплощения в условиях советского дефицита. «Особенно это характерно для тех, у кого, что называется, было трудное детство: не было денег на игрушки, пришлось рано пойти работать, родители заставляли все свободное время тратить на учебу, – рассказала «НИ» психолог Ольга Курехина. – Когда у таких людей наконец появились деньги и они сами стали хозяевами своего времени, то решили доиграть недоигранное, не жалея на воплощение мечты в реальность ничего».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter