Posted 17 января 2008,, 21:00

Published 17 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Овощи на вес золота

Овощи на вес золота

17 января 2008, 21:00
К тому, что к новогодним праздникам еда дорожает, все мы уже давно привыкли. Однако прошедший декабрь все-таки неприятно удивил потребителей. Продовольственная корзина «НИ», стоимость которой ежемесячно рассчитывают наши журналисты в пяти торговых точках столицы, на этот раз выросла в цене сразу на 11%. Особо значимый

Из 23 продуктов питания, цены на которые отслеживают «НИ», подешевели в декабре лишь восемь. Чемпионом оказалась мороженая треска (-14%). Однако сказать, что плодами этой ценовой победы смогли насладиться широкие потребительские массы, к сожалению, нельзя: из пяти торговых точек, куда в конце каждого месяца ходят наши журналисты, этот вид рыбы уже давно в наличии только на Преображенском рынке.

Далее в списке «уцененных» в последнем месяце года товаров идут макаронные изделия, подешевевшие на 10%, водка «Столичная» (-8%), пиво «Балтика № 3» (-7%), растительное масло (-6%), курица (-5%), молоко (-4%) и сыр «Российский» (-1%). Без изменений осталась лишь средняя цена на колбасу «Докторская». На этом список новогодних подарков, которые торговля преподнесла потребителям, исчерпывается.

Перечень потерь, которые понесли наши семейные бюджеты, намного длиннее. К тому же проценты удорожания по отдельным продуктовым позициям настолько высоки, что их не способны компенсировать ни треска, ни макароны, ни спиртное. В лидерах здесь с огромным отрывом ананасы (+76%) и свежие огурцы (+73%), ставшие на многих праздничных столах непременными атрибутами. Сравниться с ними не может ничто, однако и другие традиционные компоненты новогоднего меню повели себя с покупателями недружественно. В первую очередь это относится к апельсинам, которые россияне доставали даже в самые суровые времена гастрономического дефицита, и картошке, без которой фирменный у каждой хозяйки салат оливье состояться просто не может. И то, и другое подорожало на 41%.

Заметно прибавили в цене белый и черный хлеб (17 и 12% соответственно), свежие помидоры (16%) и яблоки (14%), а также сливочное масло, морковь (по 11%) и репчатый лук (10%). Сахар и рис, набравшие от 3 до 6%, выглядят на этом фоне слабенько. И что уж говорить о бескостной говядине, которая подорожала всего-то на 1%!

В общей безрадостной для потребителя картине особенно заметны на этот раз темные мазки, нанесенные супермаркетом «Перекресток» на Славянском бульваре и магазином «Фили» на Филевском бульваре. В обеих торговых точках наша продуктовая корзина подорожала за месяц на 18%. Рекорд поставил сетевой «супер», поднявший цену на картошку с 30 до 82 руб., то есть на 173%. В Филях торговцы, в отличие от Кутузова, решили позиций без боя не сдавать, а налегли на свежие овощи и фрукты: огурцы взлетели в этом магазине на 146%, помидоры – на 103, апельсины – на 86%. «Перекресток» упрочил лидирующие позиции в заочном ценовом соревновании резким подорожанием лука (65%), яблок (48%), огурцов (46%) и нарезных батонов (42%). «Фили» ответили теми же яблоками (+55%), сливочным маслом (+29%) и картофелем (+25%). В итоге победила дружба. Против покупателя.

Было бы неверно утверждать, что в этих магазинах все только дорожало. В «Перекрестке», например, стали заметно дешевле водка и пиво (37 и 32% соответственно), свежие помидоры (13%), в «Филях» – курица и макароны (по 26%), сахар (23%), белый хлеб (14%). Однако фруктово-овощная гонка велась там так мощно и стремительно, что в общем итоге, выразившемся в стоимости нашего набора, сброс цен на эти продукты оказался съеденным.

В других точках корзина «НИ» тоже подорожала, но цифры там отличаются на порядок: «Пятерочка» на Шоссейной улице – 8%, «Седьмой континент» на Земляном Валу и Преображенский рынок – по 6%. Относительно дешевая «Пятерочка» отличилась, пожалуй, лишь тем, что нарезной батон вдруг подорожал там в 1,5 раза, а сливочное масло – на 24%. Повышение цен на яблоки (11%), картошку (8%), колбасу «Докторская» (6%), лук и сахар (по 5%) на этом фоне – сущий пустяк. Особенно если учесть, что на нуле остались морковь, рис, макароны, растительное масло, молоко и водка. Тревожит то, что из 23 продуктов в магазине не было девяти. Получается, что недорогой – значит, скудный по выбору.

«Седьмой континент» удивил тем, что 13 наименований еды и напитков из тех же 23 не изменили свои цены. Существенный вклад в общее повышение внесли там ржаной хлеб (41%), морковь (36%) и сахар (33%), а подешевели заметнее всего яблоки (11%). Но магазин этот, как известно, и без того дорогой. А вот Преображенский рынок мог бы получить приз покупательских симпатий за то, что 12 «наших» продуктов там подешевели, а четыре не изменились в цене. Однако общую картину подпортили свежие огурцы, ставшие дороже сразу вдвое, и ананасы, за которые рыночные торговцы просили на 200% больше, чем месяц назад.



Потребительская корзина "НИ"

"