Posted 17 января 2007,, 21:00

Published 17 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:58

Updated 8 марта, 08:58

Страну подняли по тревоге

Страну подняли по тревоге

17 января 2007, 21:00
Вчера в России была фактически объявлена готовность № 1. Перейти на режим повышенной антитеррористической готовности распорядился директор ФСБ РФ Николай Патрушев. По данным спецслужб, в стране мог произойти теракт. По некоторым данным, бомба должна была рвануть в метрополитене Москвы в 12 часов дня. Тем не менее в наз

Вчера практически во всех регионах России были усилены меры безопасности. Пенсионеры даже заговорили, что страна начала готовиться к войне. «Особое внимание было уделено восьми российским городам, где есть метро», – объяснил вчера «Новым Известиям» представитель пресс-службы МВД РФ. В столице приближение «часа икс» было заметно во вторник вечером: отряды милиционеров буквально наводнили метро. «Личный состав УВД был усилен в два раза и переведен на особый режим несения службы», – рассказал «НИ» и.о. начальника отдела массовых мероприятий УВД на Московском метрополитене Анатолий Яковлев.

Были выделены дополнительные силы от ГУВД Москвы и усилены патрули в районах крупных транспортных развязок. Кроме того, в Москву были переброшены пять тысяч военнослужащих Внутренних войск МВД РФ. «Из них вчера в метро дежурили около тысячи военнослужащих, – рассказал «НИ» глава пресс-службы ВВ МВД РФ Василий Панченков. – Кроме того, на выходах из метрополитена несли службу наши спецназовцы в специальной экипировке, и я надеюсь, что граждане не пугались их грозного вида».

Дополнительные меры предосторожности были приняты и на наземном транспорте. «В связи с угрозой весь водительский состав предприятия был дополнительно проинструктирован», – заявила «НИ» начальник пресс-службы ГУП «Мосгортранс» Ольга Терно.

Утром в среду в метро одномоментно перестали работать сотовые телефоны. «В соответствии с указанием Министерства связи РФ с 10.00 до 0.00 17 января временно приостановлена работа базовых станций сети «Билайн» в московском метрополитене», – сообщила «Новым Известиям» представитель ОАО «ВымпелКом» Екатерина Осадчая. Такие же комментарии предоставили и остальные операторы сотовой связи.

Заметное увеличение численности милиционеров и перебои со связью вызывали панические реакции у населения. По громкоговорителям в метрополитене и в наземном транспорте горожан просили уделять внимание подозрительным лицам и бесхозным сумкам. Как признался «НИ» представитель УВД на Московском метрополитене Анатолий Яковлев, после публичного объявления тревоги количество обращений возросло в сотни раз. Милиционерам в свою очередь приходилось тщательно проверять каждый такой сигнал.

Результатом бдительности граждан и милиционеров стало обнаружение на станции столичного метро «Войковская» пластиковой папки с подозрительными капсулами в количестве 200 штук. На папке была приклеена оранжевая лента с надписью «инфекция». Однако позже милиционеры признали, что вызов был ложным, но капсулы тем не менее забрали на анализ.

Обилие милиции в метро порой пугало пассажиров.
Фото: ИТАР-ТАСС. ГРИГОРИЙ СЫСОЕВ

Ровно в полдень…

Напомним, что причиной, всколыхнувшей Россию, стало заявление Национального антитеррористического комитета (НАК) РФ об угрозе теракта на наземном транспорте и в метрополитене. Однако вчера уже ближе к вечеру официальный представитель НАК Николай Синцов объявил о том, что «информация, полученная от зарубежных коллег, в настоящее время подтверждения не нашла». Он добавил, что антитеррористические силы останутся в режиме повышенной готовности.

До сих пор неизвестно, насколько в действительности Москве и другим крупным городам России угрожала опасность терактов. Никто из опрошенных «НИ» представителей правоохранительных органов так и не смог сказать, о каких именно террористических угрозах идет речь. Впрочем, один из сотрудников МВД РФ на условиях анонимности признался «НИ», что «якобы ЦРУ получило по своим каналам информацию, что в 12 часов дня по московскому времени в метрополитене Москвы и почему-то в Киргизии готовятся теракты, поэтому сразу же предупредило об этом отечественные спецслужбы».

Уникальность этой всеобщей мобилизации отметил и эксперт Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Олег Нечипоренко. «Это первый случай приведения всей страны в такую боевую готовность», – заявил «НИ» специалист.

Действительно, правоохранительные органы не только оперативно и согласованно развернули по всей стране антитеррористические меры, но и впервые в отечественной практике применили прогрессивную методику работы с населением. Имеется в виду информирование граждан о возможной террористической угрозе. Таким образом, силовики «убили несколько зайцев»: избежали появления ненужных слухов и паники, заставили граждан усилить бдительность и внимание, а также получили от них реальную помощь. Кроме того, можно не сомневаться, что «усиление» благоприятно скажется на общекриминальной обстановке в стране: будут раскрыты многие застарелые преступления. Если же предположить, что эта операция была лишь крупномасштабным учением, в ходе которого отрабатывались взаимодействие и слаженность различных спецслужб по предотвращению терактов, то тогда неизбежно возникает вопрос правовой – о возможности проведения подобных «учений» на гражданских лицах. Тем более в таких масштабах.

Боевики, учения или «утка»?

Эксперты «НИ» попытались разобраться в том, кому нужно было расшевелить силовые службы огромной страны. «Информацию о готовящихся террористических актах могла предоставить любая спецслужба европейской страны, – заявил «НИ» член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. – НАК просто не имел права замолчать эту информацию и не объявить тревогу».

Депутат не исключает также и того, что информация о терактах могла быть вброшена специально. «Возможно, это лишь плод некой информационной войны, и кто-то надеялся посеять панику в обществе», – предположил г-н Гудков.

Между тем член научного совета Московского центра Карнеги, эксперт по проблемам терроризма Алексей Малашенко расценивает потенциальную опасность как очень серьезную. «Предупреждение об угрозе имеет под собой веские основания, – заявил «НИ» г-н Малашенко. – На Северном Кавказе далеко не все сложили оружие. Не исключено, что у этой угрозы кавказский след и так боевики пытаются доказать, что они еще сильны. Кроме того, возможно, что ФСБ России просто хочет, что называется, встряхнуть общество с целью напомнить людям, в каком опасном государстве мы живем и насколько необходима консолидация вокруг власти».

Впрочем, Алексей Малашенко не уверен, что такая всеобщая мобилизация могла бы помочь предотвратить теракт. «Поскольку боевики никогда не устраивали теракты в те дни, когда сообщали о них, – говорит специалист, – их тактика в том, чтобы ударить внезапно, когда никто к этому не готов. Как бы то ни было, это, по-моему, первый случай, когда силовым структурам удалось в кратчайшие сроки поднять на уши всю страну».

«Вероятность того, что теракт и в самом деле произойдет, составляет, на мой взгляд, примерно 70%, – поделился с «НИ» член совета Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов. – Наиболее вероятно, что угроза последует из Кавказского региона, где так и не прекращается война. Из Чечни она перемещается в Дагестан, Осетию и Ингушетию». Алексей Филатов отметил также, что у этой истории может быть и политический подтекст. «Возможно, что после этой напряженной ситуации могут последовать какие-то перестановки в силовых структурах», – предположил специалист. О первых перестановках стало известно уже вчера. Председатель правительства России Михаил Фрадков освободил Валерия Салеева от должности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Правда, смена руководителя произошла еще во вторник, но вполне вероятно, что она была связанна с информацией о теракте. Новым руководителем службы назначен Геннадий Курзенков, ранее работавший заместителем начальника Военно-воздушной академии им. Гагарина.

После проведенной операции осталось множество вопросов. И тут нельзя не согласиться с депутатом Геннадием Гудковым: «Вслед за заявлением Патрушева должны последовать разъяснения населению того, что, собственно, происходит».

"