Posted 16 декабря 2014,, 21:00

Published 16 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Куда глаза глядят

Куда глаза глядят

16 декабря 2014, 21:00
Группа украинских беженцев, перевезенная четыре месяца назад в Якутию, вновь потребовала переезда в более благоприятные для жизни регионы. В Якутии морозы уже за сорок градусов, а людям не дали ни жилья, ни работы. Нет и денег, чтобы кормить детей. А в Мордовии переселенцев и вовсе превратили в невольников. Такую инфор

Согласно данным Федеральной миг­ра­ционной службы России, в пиковый период в страну въехало около 870 тыс. граждан Украины, сейчас их примерно 830 тыс. Более 220 тыс. из них получили временное убе­жище или признаны беженцами. Глава ФМС Константин Ромодановский неоднократно заявлял, что Россия готова принять и раз­местить всех вынужденных переселенцев с украинского юго-востока.

Однако вести, поступающие из разных российских регионов, позволяют усомниться в этом. Наша газета неоднократно привле­кала внимание к многочисленным бедам переселенцев из Украины (см. статьи «В критической ситуации» в номере «НИ» от 4 августа, «Холодный прием» от 27 августа, «Ни кола, ни двора» от 3 сентября, «Обманули с крышей» от 9 сентября, «Поселить и на­кормить» от 8 октября, «Холод – не тетка» от 21 октября, «Якутский этап» от 22 октября). Ситуация с бежавшими к нам от войны людьми, похоже, не особенно изменилась.

В Республику Саха (Якутия) группу бе­женцев из 192 человек переправили само­летом из Крыма в конце августа. «Привезли их сюда обманом», – рассказали «НИ» члены республиканской Общественной палаты. Перед вылетом из Симферополя украинцам сообщили, что в Якутии есть и жилье, и рабочие места, действует прог­рамма по добровольному переселению соотечественников. Однако программа в регионе не действовала, а с жильем и работой – традиционные проблемы. Мало того, у беженцев накануне вылета отобрали паспорта. Прибыли они в далекий северный край без документов и денег.

Паспорта членам якутской Общественной палаты в конце концов удалось из Крыма все же «выбить», большей части беженцев отыскали работу в других регионах страны. Однако на территории бывшей воинской части по-прежнему остаются 92 человека, среди которых 37 детей. Уже длительное время они просят помощи у республиканских и федеральных властей в переезде в другие регионы, где есть работа и жилье. В Якутии ударили крепкие морозы, а у людей ни крыши над головой, ни денег на билеты. Не на что купить даже еду, многие живут впроголодь. Продукты и лекарства им привозит зам­председателя Общественной палаты Рес­публики Саха Марина Богословская.

А в Республике Мордовия украинцев обратили в форменное рабство. Об этом «НИ» сообщила председатель комитета помощи беженцам и вынужденным пере­селенцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Шесть семей, при­бывших из Украины в Ромодановский рай­он республики, по ее словам, вла­делец местного сельхозпредприятия превратил в невольников. Выдал им деньги на обу­стройство, а впоследствии заявил, что дал им деньги взаймы. Теперь вычитает из зар­платы долг и оплату за питание. В тру­довых договорах размер зарплаты не указал. Долг беженцев растет и растет. Пере­селенцы утверждают, что за три ме­сяца они ни разу не получали зарплату, их беспрерывно оскорбляют и запугивают, они остались без средств к существованию и доведены до полного отчаяния.

«Теперь пытаемся вызволить их из беды, – рассказала «НИ» правозащитница. – Наше государство вполне способно дать всем пришедшим к нам за спасением украинцам жилье. Несмотря на экономический кризис, Россия все же богатая страна. Уж для не­счастных людей нашли бы крышу над головой. Кроме того, федеральная власть обязана это сделать. В начале 1990-х Россия подписала Конвенцию ООН «О статусе беженцев», накладывающую на наше пра­вительство обязательство по обустройству переселенцев. Поначалу, надо отметить, власти обязательства соблюдали – строили пункты временного проживания. Но затем интерес к беженцам у них пропал. Да, не хочется чиновникам расходовать средства на дело, не приносящее дохода. Но, позвольте, если уж приняли бежавших от войны людей, то будьте добры исполнить свои обязанности до конца». В сложных ситуациях, добавила г-жа Ганнушкина, оказались переселенцы также в Ставропольском, Приморском, Крас­нодарском краях и Тюменской области. Они тоже остались без жилья, работы и денег.

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и реги­онального развития Юрий Крупнов пол­ностью согласен с позицией г-жи Ган­нуш­киной: «Во всех регионах присутствуют ре­зервные жилищные фонды. Кроме того, имеются технологии, благодаря которым за очень непродолжительный период вре­мени возводятся целые жилые городки с коммуникациями. Конечно же, всех беженцев можно спасти от холодов. Почему власти не пытаются этого сделать? Из-за отсутствия комплексной политики по созданию рабочих мест и расселению. Эти функции отданы разным ведомствам. Вот и не «склеивается». Властям, отметил эксперт, еще несколько месяцев назад, после того как потоки бе­женцев усилились, необходимо было создать единый орган, координирующий их прием, расселение и предоставление рабочих мест. «Почему этого не было сделано? Из-за кризиса управления. Все чиновники пытаются подстроиться под уже возникшую ситуацию. Между тем учеными уже давно разработаны программы по решению множества проблем – миг­рационных, демографических и прочих. Однако они по сей день не востребованы».

"