Posted 16 декабря 2010,, 21:00

Published 16 декабря 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:41

Updated 8 марта, 06:41

Ведь не даром...

Ведь не даром...

16 декабря 2010, 21:00
На этой неделе в Росохранкультуре заявили, что все незаконные строения на Бородинском поле, ставшие предметом крупного скандала в СМИ, будут снесены. Какие здания считать возведенными нелегально – совершенно неясно из-за правовой неразберихи. Решений суда, на основании которых может быть произведен снос, тоже нет. Как

В Бородино время как будто остановилось. Небольшие поселения так и не расширились, оставшись в своих исторических границах. Добраться до них по-прежнему трудно – дорога к деревне Семеновской построена еще при Николае II, большинство памятников – примерно той же эпохи. Вокруг – поля, овраги да небольшие рощи вдалеке. Но это спокойствие иллюзорно. Военные действия на бородинской земле не стихают почти век. В 1912 году государственные власти решили установить памятник Кутузову и определились с местом, но крестьяне-землевладельцы наотрез отказались передавать участок под строительство – как раз там они пасли коров. Говорят, тогда московский градоначальник аж на коленях умолял продать надел.

Двухсотлетие победы России в войне, согласно указу президента, будет отмечаться с размахом. Однако ситуация ни капли не изменилась. Директор государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Михаил Черепашенец говорит, что учреждение фактически в одиночку борется за сохранность культурного наследия.

С принятием нового Земельного кодекса бывшие колхозники получили в собственность паи от одного до полутора гектаров каждому. Посчитав фермерство убыточным, да и неудобным на холмистой местности заповедника, часть новых землевладельцев за небольшие деньги продали свои участки. Таким образом, в руках новых собственников, в основном москвичей, оказались довольно большие – от пяти гектаров – наделы. После вступления в силу закона «О разграничении объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом» сельсоветы получили право переводить фермерские земли под дачное строительство. Так 635 га, расположенные в центральной части заповедника, оказались потенциальными дачными поселками. Некоторые владельцы земельных участков готовы передать их музею безвозмездно, однако для этого необходимо переоформить документы, что очень дорого. Впрочем, даже если музею и передадут всю территорию заповедника в хозяйственное ведение, непонятно, кто и каким образом будет управлять ею.

По закону решение о переводе земель под дачное строительство должно приниматься после проведения общественных слушаний. Но общественный вердикт, каким бы он ни был, носит скорее рекомендательный характер и не подлежит обязательному исполнению. Поэтому несмотря на протесты жителей, по решению сельсоветов фермерские угодья одно за другим получили статус дачных участков. Новые же владельцы, не теряя времени даром, начали активное строительство. В частности, работы ведутся вне границ деревень Фомкино (30 га на месте расположения французских войск), Старого Села и дачного поселка Венки (13 и 15 га на местах действий казачьего корпуса М.И. Платова), хотя строительство за пределами исторических поселений на Бородинском поле запрещено.

Когда около деревни Семеновское бульдозером начали ровнять землю, музейщики обратились в милицию. 9 декабря стройку остановили до «выяснения обстоятельств» правоохранительными органами, однако культурный слой был уничтожен. Нарушение культурного слоя без соответствующего разрешения специалистов, по словам директора музея, влечет за собой наказание вплоть до уголовного. «На этом месте планировалось вырыть пруд, а ведь там никогда не было водоемов», – возмущается заведующий сектором памятников Игорь Арзамастов. Через четыре дня Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) вынесла предупреждение владельцам незаконных строек: сооружения будут снесены за счет собственников по решениям суда, которых, правда, пока нет. Глава Бородинского сельского округа Майя Склюева уверена, что сносить ничего не будут: «Все стройки законны, документы владельцев участков в порядке».

У музея есть решение Арбитражного суда Московской области, по которому «распоряжение землями в границах территории музея-заповедника является исключительной компетенцией федеральных органов власти». При этом само понятие «музей-заповедник» в законе отсутствует. «Границы заповедной зоны определены, площадь ее составляет 11 тысяч га, – поясняет «НИ» Михаил Черепашенец. – Но на деле музей управляет лишь землей, прилегающей к памятникам, зданиям и сооружениям». Федеральная поддержка оказывается бессильной перед интересами районных чиновников, полагает директор музея. «Я уверен, что до 2012 года экспансию дачников удастся остановить, но потом Бородинское поле все равно начнут застраивать, – говорит г-н Черепашенец. – Министерство культуры полностью нас поддерживает и уже объявило конкурс на лучший проект на придание нашему музею статуса «достопримечательного места», получив который мы сможем требовать сохранения ландшафта местности. Но ко времени начала его действия на месте батареи Раевского вырастет элитный дачный поселок с видами на места былых сражений».

"