Posted 16 октября 2008,, 20:00

Published 16 октября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:46

Updated 8 марта, 07:46

Воздушные ворота древней земли

Воздушные ворота древней земли

16 октября 2008, 20:00
Эксперты туристического рынка утверждают: после того как с 20 сентября Россия и Израиль отменили визовый режим, количество туристов-россиян в ближневосточном государстве вырастет в ближайшие месяцы на 20–30%. Подавляющее большинство въедет в Израиль через его главные воздушные ворота – тель-авивский аэропорт им. Бен-Гу

Самый защищенный и самый безопасный

Этот аэропорт называют самым безопасным в мире с точки зрения защиты от терроризма.

В своей новейшей истории израильская воздушная гавань несколько раз подвергалась террористическим атакам, но все попытки угонов самолета провалились: аэропорт охраняется не только полицией и солдатами ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля), но и наемными секьюрти, которые носят специальную униформу или штатскую одежду. Кроме того, летом 2007 года администрация аэропорта в целях безопасности полетов увеличила интервал между взлетами и посадками до десяти минут.

Вообще, в аэропорту Бен-Гуриона существует специальный поведенческий кодекс. Здесь настоятельно не рекомендуют оставлять свой багаж без присмотра даже на самое короткое время. В один из своих вояжей в Израиль автор этих строк оставила дамскую сумочку на лавке, чтобы не мешала фотографировать. Дело заняло буквально минуту, но стоило мне отойти от сумки на полшага и отвернуться, как у меня за спиной тут же раздался громкий возглас: «Чья это сумка?!»

И исходил он отнюдь не от охранника – израильтяне, десятилетиями живущие в состоянии войны, привыкли быть бдительными, причем все без исключения. Помню, что под их укоризненными взглядами мне стало очень неловко, так что, зная местную специфику, не нервируйте людей по пустякам – это раз. А два – если отойдете от багажа чуть дальше и на дольше, то рискуете вообще его не увидеть: сотрудники аэровокзала вызовут бригаду саперов.

Аэропортовые службы рекомендуют приезжать в Бен-Гурион как минимум за три часа до вылета: меры безопасности перед посадкой – досмотры и профайлинг – здесь очень серьезные и могут занять довольно много времени. Приготовьтесь к тому, что на вылете вам могут задавать самые разные вопросы, причем начнут делать это прямо в очереди на паспортный контроль. Вопросы могут быть самыми неожиданными, например: «Говорили ли члены вашей семьи на иврите?» Или: «Что вы ели вчера на ужин в отеле?» Спецслужбы нередко интересуют не столько сами ответы, а то, как вы реагируете на вопросы, ведь их задача – опознать и обезвредить потенциального террориста. Упаковывать багаж надо с расчетом на то, что вас могут попросить предъявить его содержимое. Особенно если увидят на сканере книги или, скажем, упакованные лечебные грязи (их везут с курортов Мертвого моря).

И если с грязями опасения спецслужб все более-менее понятны (вдруг они окажутся на поверку вредным химическим веществом?), то в чем опасность книг, так и не удалось выяснить. Однако израильтяне в один голос советовали мне в следующий раз класть их на самый верх, чтобы не пришлось вываливать перед очередью все содержимое чемодана.

Кстати, в тель-авивском аэропорту наложен полный запрет на провоз не только оружия, но и игрушек, «реалистично его имитирующих». А если вы попытаетесь пронести в ручную кладь ножницы, карманные ножи или пилочки для ногтей, то могут и их конфисковать, и вас снять с рейса – как неблагонадежного и не внушающего доверия типа. Об этих дополнительных драконовских мерах безопасности предупреждает официальный сайт аэропорта – www.ben-gurion-airport.com. Так что забывчивость может здесь дорого обойтись. Впрочем, безопасность пассажиров стоит гораздо большего.

Жизнь терминалов

Главный израильский аэропорт был построен в 1939 году властями Великобритании, которые дали ему звучное имя – «Лидда».

В 1948 году воздушная гавань получила официальное название «Аэропорт Лод» – в честь находившегося в 14 км к юго-востоку от Тель-Авива города Лода, а в 1973-м ему присвоили имя первого премьер-министра страны Давида Бен-Гуриона.

Нынешний аэропорт состоит из трех терминалов, между которыми с интервалом в 15 минут курсирует специальный шаттл.

Терминал 1 – самый старый, он и строился британцами в 30-е годы, после чего неоднократно реконструировался и перестраивался в силу возрастающей необходимости расширяться. Вплоть до 2000 года он обслуживал практически все международные рейсы, а ныне предназначен только для внутренних перелетов. Кроме того, в настоящее время рядом с терминалом 1 планируется построить новый корпус, который будет обслуживатьVIP-пассажиров и частные самолеты.

По данным Управления аэропортов Израиля, спрос на частные перевозки стремительно растет – так, в 2007 году он превысил предыдущий показатель на 28%. Представители крупного бизнеса предпочитают не зависеть от расписания регулярных рейсов авиакомпаний и предпочитают им чартеры бизнес-авиации.

Терминал 2 был построен в 90-х годах, ныне здесь ведутся ремонтные работы. Есть информация, что здание могут превратить в аэропортовый музей.

Настоящая гордость авиационных властей страны – Терминал 3. Он был открыт в ноябре 2004 года и стал для Израиля грандиозным национальным проектом – его строительство обошлось в 860 млн. долларов!

Первый полет отсюда совершила El Al, базовая авиакомпания аэропорта и национальный перевозчик страны, в нью-йоркский аэропорт им. Джона Кеннеди. Проект получился исключительно удачным и являет собой архитектурный феномен: посетителей встречает высокий фонтан, создающий эффект серебристого дождя, белый и кремовый иерусалимский камень и тропическая растительность. Здесь сосредоточена основная и, пожалуй, самая бурная жизнь аэропорта Бен-Гуриона – из терминала выполняют рейсы более 140 авиакомпаний в Европу, Азию и Америку. Кстати, десятимиллионная пропускная способность терминала – вовсе не предел. Сейчас здесь работает три зала обслуживания пассажиров, но в проекте изначально были заложены возможности для строительства еще двух. Когда их введут в эксплуатацию, пассажиропоток терминала 3 увеличится до 16 млн. человек в год.

Удачный шопинг и удобный транспорт

В аэропорт стоит приезжать на вылет с запасом времени не только из-за повышенных мер безопасности. Есть еще одна причина, по которой сюда лучше прибыть заранее: шопинг в Бен-Гурионе просто замечательный. Причем это касается не только зоны Duty Free – даже в «обычных» магазинах при предъявлении посадочного талона из стоимости покупки вычтут налог на месте, и заплатите вы гораздо меньше. Так что по части шопинг-комфорта израильтяне пошли дальше своих европейских коллег – никакой суеты с пресловутым Tax Free.

В здешних магазинах отличный выбор одежды и аксессуаров (причем немало американских марок – таких, например, как Kenneth Cole, Nine West, Calvin Klein, Donna Karan и т.д.), кроме того, здесь выгодно покупать технику – часто бывают специальные акции и распродажи. В специальных магазинах можно приобрести израильские сувениры (даже памятные монеты, выпущенные правительством Израиля) и предметы религиозного культа – подсвечники, меноры, ханукии, кипы. Здесь можно даже сыграть в лотерею! А вот по части еды аэропорт не назовешь гурманским – в основном здесь преобладают кофейни, коих насчитывается целых 11 штук, есть также два MacDonald’s и один молочный магазин.

Воздушная гавань Тель-Авива имеет удобное сообщение с самой столицей и с другими городами Израиля – электрички ходят в Беер-Шеву, Хайфу, Наарию, Акко и Кирьят-Моцкин, автобусы – в Шоам, Модьин, Ашдод и Беер-Шеву. Кстати, на пригородном электропоезде можно смело отправляться в путешествие людям с ограниченными возможностями и даже с пожилыми родственниками: на станции есть специальные полосы для слепых и системы усиления звука в кассах – для слабослышащих.

"