Posted 16 октября 2003,, 20:00

Published 16 октября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Уголовный розыск обратного назначения

16 октября 2003, 20:00
После многочисленных сообщений прессы о крайне неблагополучном состоянии дел в башкирской милиции в регион выехала комиссия МВД России. По итогам ее работы появился приказ министра Бориса Грызлова №538 от 10 июля 2003 года, согласно которому министру МВД Башкортостана Рафаилу Диваеву объявлялось неполное служебное соот

Между тем последующие события показали, что ситуация не только ухудшилась, но и по многим показателям перешла критическую отметку. При этом сам министр не только этому не мешал, но даже лично способствовал, к примеру, покрывая милиционеров – наркоторговцев и своих подчиненных, открыто фальсифицировавших материалы уголовных дел.

Столь вызывающее игнорирование приказов министра со стороны региональных руководителей УВД и МВД до этого встречалось только в Калмыкии. Тогда двухмесячная фронда тамошнего министра Сасыкова закончилась для него заключением под стражу. Рафаил Диваев ведет себя еще более вызывающе уже почти четыре месяца и никаких серьезных последствий пока не испытал. Злые языки утверждают, что президент Рахимов выторговал у Бориса Грызлова неприкосновенность для своего министра в обмен на абсолютную победу «Единой России» в регионе на парламентских выборах (башкирское МВД по совместительству исполняет в республике роль политической полиции). Если это так, то лидер пропрезидентской партии рискует сильно просчитаться. Поскольку башкирская милиция, и без того не слишком любимая, стремительными темпами превращается в структуру, в равной степени ненавидимую всеми национальностями, партиями и социальными слоями республики. И для этого есть все основания.

Приказ №538, напомним, вышел 10 июля. А уже 11 августа прапорщик ОВО МВД РБ Тимохин на рынке в Анапе открыл стрельбу из автомата и убил охранника. Самое поразительное, что этому кадру доверили сопровождать из Башкирии на курорт автобус с детьми. 5 сентября начальник криминальной милиции Ишимбайского ГРОВД капитан Лутфуллин в собственном кабинете застрелил закованного в наручники задержанного. 8 сентября благодаря усилиям местных правозащитников за многочисленные преступления были осуждены еще трое сотрудников Туймазинского ГРОВД. Таким образом, их число достигло шести. То есть осужден каждый третий сотрудник уголовного розыска – всего их по штату 18. Куда там оборотням из МУРа до масштабов туймазинских коллег!

10 сентября прокурор Башкирии Флорид Байков направил Рафаилу Диваеву представление о состоянии дел в его ведомстве. В приказе № 538 особое внимание обращалось на борьбу с укрывательством преступлений. Прокурор довел до сведения министра, что его контролирующие службы действуют не просто не эффективно, а абсолютно неэффективно. Так, подразделениями ОВД в ходе 372 проверок учетно-регистрационной дисциплины не выявлено ни одного укрытого преступления. В то же время прокуратура в ходе лишь одной проверки выявила таковых 1889. Такое впечатление, что башкирская милиция если и ведет незримый бой, то как раз с населением, которое обязана защищать. Но пока она защищает в основном преступников, и прежде всего преступников в погонах.

Когда создавалась Федеральная служба по борьбе с наркотиками, скептиков в отношении ее работы было немало. В Башкирии же она, едва родившись на свет, тут же показала зубы. В июле в результате первой же спецоперации его сотрудниками был задержан сбытчик наркотиков с 600 граммами героина. В лучших башкирских традициях преступником оказался как раз начальник отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Кировского РУВД Уфы некто Бадретдинов. Не ожидавший такого финала, Бадретдинов начал давать показания и сообщил, что героин получил от курьера из Таджикистана по прямому указанию начальника УБНОН МВД РБ Губайдуллина. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело № 3909150. Вызванный на допрос Губайдуллин пытался объяснить, что это была оперативная разработка. Однако немедленно проведенная проверка показала, как говорится, отсутствие всякого присутствия таковой.

И тут на помощь коллеге поспешил начальник управления уголовного розыска МВД Башкирии Шамратов. Жалуясь на проклятый склероз, Губайдуллин через несколько дней пришел в прокуратуру и заявил, что разработка все-таки была, но вел ее почему-то уголовный розыск. Шамратов в спешке сочинил соответствующие документы. Однако для их достоверности нужна была подпись Бадретдинова, который сидел в уфимском ИЗ-3/1. Шамратов с Губайдуллиным пришли к нему в камеру с документами, не подозревая, что их разговор записывается. В спешке они наделали в документах кучу ошибок, и экспертиза, проведенная в Нижнем Новгороде, подтвердила должностной подлог. Соответственно, оба попали в фигуранты уголовного дела.

Один из работников МВД Башкирии, по понятным причинам просивший не называть его имени, на конспиративной встрече рассказал, что торговля наркотиками сотрудниками УБНОН ведется уже давно. Что же касается Шамратова, без которого операция по спасению Бадретдинова была бы, разумеется, невозможной, то источник пояснил, что это классический выдвиженец Диваева. Долгое время он работал в обычном сельском райотделе, затем непонятным образом оказался сразу на должности начальника криминальной милиции Октябрьского РУВД Уфы. Затем он совершил головокружительный взлет и сразу стал начальником республиканского угрозыска. По твердому убеждению источника, полностью обязанный Диваеву Шамратов, являвшийся ключевой фигурой в операции «фальсификация», ни шагу бы не сделал без его разрешения. Источник также выразил удивление столь топорной работой Шамратова. «Не понимаю, как он так мог лопухнуться – видимо, просто охмелел от безнаказанности», – подытожил работник МВД.

Как видно, картина получается более чем печальная. Если такое творится на самом верху, то подчиненные, от которых мало что скроешь, ведут себя соответственно. Если называть вещи своими именами, то башкирская милиция все более превращается в организацию совсем не того назначения, ради чего она существует. Неужели в МВД России полагают, что ситуацию удастся исправить одной терапией в виде приказов о принятии мер? Метастазы пошли уже по всему организму, и, видимо, без хирургического вмешательства здесь не обойтись.

Это видно невооруженным глазом. Несмотря на интенсивную терапию в виде разного рода комиссий, коих за последнее время было около десятка, количество преступлений и, соответственно, поток негативных публикаций о башкирской милиции не иссякают. Похоже, МВД РФ пришло время наладить проверки по вахтовому методу. Конечно, нет уверенности, что от этого эффективность проверок повысится, но хотя бы деньги на билетах будут сэкономлены.



P.S. Как стало известно, на днях в Башкирию вылетает лично министр внутренних дел РФ Борис Грызлов. Если и после этого Диваев останется на своем месте, наверно, разбираться с ним придется уже лично российскому президенту…



"