Posted 16 сентября 2010,, 20:00

Published 16 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:46

Updated 8 марта, 06:46

Миллионер из пятого «Б»

Миллионер из пятого «Б»

16 сентября 2010, 20:00
Начало учебного года в столице ознаменовалось скандалом с участием президента одного из некоммерческих благотворительных фондов и 600 старшеклассников. Мужчина фиктивно оформлял школьников, желающих приобрести специальность веб-дизайнера, на «баланс» фонда и получал солидные выплаты из городского бюджета за устройство

Семнадцатилетний житель Самары предпочитает, чтобы к нему обращались по имени-отчеству. Ярослав Алексеевич имеет на это полное право: несмотря на юный возраст, он уже успел создать собственную мини-империю по раскрутке сайтов. «Начал я в десятом классе с самых азов: создавал веб-странички, – рассказывает «НИ» Ярослав. – Но ни славы, ни денег эта затея не принесла. Поэтому вскоре я решил заняться дорвеями, т.е. сайтами, единственное предназначение которых – привлекать тысячи пользователей на веб-странички заказчиков. Дело оказалось достаточно прибыльным, особенно востребованы консультации». Родители к деятельности сына относятся вполне адекватно, да и на учебу и общение с друзьями работа не влияет. Словом, юному бизнесмену ничто не мешает и дальше продвигаться по карьерной лестнице.

Просторы Интернета – настоящий клондайк для школяров. Доступ к Сети есть сегодня практически в каждой семье, рабочий график не строгий, требовательного руководства нет, равно как и дискриминации по возрастному или половому признаку, а деньги в виртуальном пространстве можно заработать реально неплохие – от 50 до 400 долларов в месяц. К примеру, фанаты социальных сетей могут ненавязчиво рекламировать определенные продукты в дискуссиях, за каждое удачное «впаривание» обычно полагается от 30 до 50% стоимости товара. Если душа принципиально не хочет принимать утверждение «деньги не пахнут», то некую сумму можно получить за регистрацию в разных сервисах, создание и наполнение групп в социальных сетях или имитацию бурной дискуссии на форумах. Юным блоггерам предлагается подработать на написании рекламных статей, а также размещении ссылок и баннеров в собственном дневнике. «Чистый доход – 700 рублей в неделю, трачу на «клики» не больше получаса в день, – делится с «НИ» ученик девятого класса одной из столичных школ Андрей Выжигов. – Деньги я перевожу на отцовскую карточку, накопится большая сумма – сниму». Кстати, любой школьник, который еще не может завести свой счет в банке, легко может примерить костюм брокера. Для этого достаточно внимательно изучить сайты, где даром раздают ненужные вещи. «Конечно, нехорошо обманывать людей: вроде забираешь вещь себе, а потом продаешь ее на интернет-барахолке, – мучается угрызениями совести будущий выпускник школы Антон. – Случаются и накладки: люди, отдавшие свои вещи, узнают их уже в моем интернет-каталоге. Но такие инциденты бывают редко».

Впрочем, копание в компьютерно-программистских дебрях – занятие довольно скучное. Многие школьники предпочитают извлекать выгоду из привычных, но более творческих занятий. Например, неплохо идет торговля рефератами и докладами. «С восьмого класса у меня половина класса «домашку» списывает, но только в прошлом году я задумался, почему бы не получать за это деньги, – говорит «НИ» ученик одиннадцатого класса одной из столичных гимназий Дмитрий Колесников. – Скооперировался с друзьями из параллельных классов, теперь вот убиваем нескольких зайцев. Узнаем много чего нового, родители такой работой довольны, да и вопрос с карманными деньгами решен».

Но самый шикарный способ соединить приятное с полезным – заработать на ролевых играх в Сети. «Можно по полной снабдить своего персонажа оружием, обмундированием и даже запасными жизнями, а потом продать его на интернет-аукционе, – поделился с «НИ» старшеклассник Алексей Ламцов. – Недавно с другом так заработали 25 тысяч рублей, правда, пришлось трудиться над персонажем посменно круглые сутки. Так же можно добывать и продавать редкие артефакты в той или иной игре». Существуют даже отдельные фирмы, чей доход целиком зависит от «прокачки» игровых персонажей. Цены на услуги таких компаний – в долларовой валюте и с двумя нулями. Зато и зарплата менеджера по игровым персонажам начинается от 30 тысяч рублей. Увы, соответствующую запись в трудовой книжке школьнику там не поставят. «Возрастной критерий для наших сотрудников – от 20 лет, поскольку необходимо постоянное общение с клиентами, хорошее знание онлайн-игр, рынка персонажей, – рассказали «НИ» в одном из таких игровых магазинов. – Школьники – это основная часть потребителей».

Вероятность испортить зрение и осанку за компьютером – наиболее частый аргумент родителей против такого способа подработки. Если построить виртуальный бизнес не получается, то можно попробовать себя в бизнесе реальном. И это совсем не обязательно будут популярные, но банальные должности курьера, промоутера или раздатчика листовок. Можно поработать интервьюером, няней, репетитором малолетних оболтусов, «прогульщиком» соседских собак, уборщиком в ЗАГСах после свадеб. Сезонный спрос возникает на услуги креативных школьников, которые пишут сценарии для детских праздников или работают там аниматорами. Можно устроиться барменом, правда, работать несовершеннолетним разрешено только с безалкогольными напитками и строго ограниченное время. Есть и более экзотичные варианты. «К моим друзьям и многочисленным родственникам периодически приезжают гости из-за рубежа, – рассказала «НИ» 15-летняя Светлана Пашнина, ученица одной из столичных школ с языковым уклоном. – Есть желание их как-то развлечь, но времени на это нет совершенно. А у меня английский и французский – любимые предметы, и Гиляровский – кумир детства. Выход нашли быстро: за 500 рублей в день я показываю туристам основные достопримечательности, плюс вожу в один музей на выбор – билеты оплачивает гость. А за тысячу «деревянных» я сопровождаю прогулку подробным рассказом о встреченных памятниках, добавляя к истории и городские байки».

Психологи рекомендуют приучать детей к понятиям «работа» и «зарплата» аж с полутора лет. «Именно с этого возраста до пяти лет у маленькой личности идет этап формирования воли, – пояснила «НИ» психолог Светлана Крисько. – Очень важно не подавить ее, дать возможность ребенку набить свои шишки, в то же время не поддаваться на истерики с требованиями купить сотую и совершенно ненужную игрушку». По мнению экспертов, дети сейчас стали более самостоятельными. «Это связано с тем, что в советские времена много говорили о профессиях, но тема денег была табуирована, – говорит г-жа Крисько. – Теперь этот негласный запрет снят, соответственно, появилось больше стимулов этими деньгами обладать. Хотя все, конечно, зависит от того, в какой семье воспитывается ребенок, считается ли там, что деньги берутся «из тумбочки» или все-таки зарабатываются. Полезно не давать детям деньги, когда они попросят, а выделять некую сумму на месяц, чтобы школьник учился планировать бюджет». А вот платить ученику деньги за хорошие отметки эксперты не советуют. «Можно оплачивать домашнюю работу, например, прополку грядок на даче», – считает детский психолог Екатерина Каширская. Главное в таком деле – контролировать траты детей. «Деньги в свободном пользовании часто не идут на пользу ребенку, – убеждена школьный психолог Яна Берникова. – Для кого-то работа – это новый компьютер, а для кого-то – пачка сигарет и банка пивка».

Какая бы профессия ни была выбрана, труд в любом случае пойдет школьникам на пользу. «Дети не только заработают свои первые деньги, а, значит, научатся их ценить, но и станут более коммуникабельными, уверенными в себе, самостоятельными, заблаговременно пройдут процесс адаптации к взрослой жизни, – рассказала «НИ» заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. – У них исчезнет страх перед жизнью после выпускного бала, того, что они будут сидеть на шее у родителей. К сожалению, у нас нет системы профессиональной практики на начальных курсах вуза и тем более в школе. Отправляют работать по специальности только на старших курсах института, а большинство студентов трудятся уже к третьему курсу, причем чаще всего не по специальности».

В Грузии дети богатеют только с согласия родителей

Грузинское законодательство формально защищает детей и подростков от экономической эксплуатации. Установлен нижний возрастной предел, с которого ребенок может «вступать в трудовые отношения», – это 15 лет. Подавляющее большинство грузинских школьников о самостоятельном заработке не думают. Хотя в последнее время сложные условия жизни вынуждают несовершеннолетних из некоторых социально незащищенных семей брать на себя часть заботы о хлебе насущном. Однако заработок их не из доходных, семейный бюджет пополняется в день на 10–20 лари (5–10 долларов США). Кто-то подрабатывает на автомойке, кто-то торгует календарями на улице, кто-то трудится разносчиком, а кто-то занимается мелкой торговлей или собирает бутылки. В то же время представители неправительственных организаций говорят о «пугающей тенденции роста числа бездомных детей, а также тяжелого детского труда». Есть среди грузинских детей и те, кто работает не из-за нужды. В стране зарегистрированы 6,8 тыс. несовершеннолетних предпринимателей. Закон о предпринимательской деятельности разрешает регистрировать не достигших 18-летия бизнесменов с согласия их родителей. Таким образом, государство поощряет юных предпринимателей.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси


В США труд подростков оплачивается по-взрослому

В Штатах действует специальный закон, устанавливающий минимальный возраст подростка, начиная с которого его могут нанять на работу представители бизнеса – 14 лет. Разумеется, правовой акт распространяется и на школьников, которые хотят найти работу на время уикенда или каникул. При этом труд 14–15-летних оплачивается наравне с совершеннолетними рабочими. Закон имеет силу до достижения тинейджерами 16 лет. Владельцы бизнеса не имеют права предоставлять им работу продолжительностью более 20 часов в неделю, а также доверять им труд в тяжелых условиях и управление автотранспортом. Родители должны осмотреть рабочее место, изучить условия труда детей и дать согласие.
Рик Рэнгель, преподаватель математики одной из чикагских школ, рассказал корреспонденту «НИ» историю жизни Марка Кубана – владельца известной в стране баскетбольной команды «Маврики» из города Далласа. В школьные годы он был разносчиком газет. В студенческие годы в свободное от учебы время работал в различных компаниях, познавая секреты бизнеса. Сейчас, в свои 45 лет, Марк Кубан – миллионер, специалист в области электроники и одновременно владелец богатейшей баскетбольной команды.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"