Posted 16 сентября 2008,, 20:00

Published 16 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Как бы не вино

Как бы не вино

16 сентября 2008, 20:00
Неожиданное завершение получил конфликт Екатеринбургской епархии со Свердловским областным министерством торговли, разгоревшийся вокруг продажи в церковных лавках региона кагора неизвестного происхождения, к тому же без соответствующей лицензии. В конце прошлой недели министерство заявило, что снимает все свои претензи

Как уже рассказывали «Новые Известия», в июне этого года на одном из совещаний в министерстве торговли Свердловской области министр Вера Соловьева выразила недовольство тем, что Екатеринбургская епархия не имеет лицензии на розничную торговлю, при этом реализация кагора осуществляется в любой церковной лавке. Сомнению было подвергнуто и качество этой продукции. Г-жа Соловьева направила тогда на имя архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря) письмо, в котором просила указать каналы поставки вина в Екатеринбург. Письмо осталось без ответа.

Завесу страшной тайны приподняли сотрудники милиции. Они установили, что крупные партии вина привозятся из Молдовы на автомобилях, зарегистрированных на имя настоятеля монастыря на Ганиной Яме игумена Феодосия (Гажу) – земляка архиепископа и его доброй знакомой Марии Попа. МОБ ГУВД по Свердловской области были отмечены факты массового сбыта вин через сеть церковных лавок. Однако в епархии не только отказались предоставить какие-либо документы на кагор, но и воспрепятствовали, по словам оперативников, дальнейшим проверочным действиям.

В июле, незадолго до отмеченных с размахом «Царских дней», в СМИ прошли сообщения о том, что монастыри епархии все же начали оформлять лицензии. Об этом заявил помощник владыки Викентия по обеспечению епархии церковным товаром протоиерей Николай Ладюк. Вскоре последовали опровержения и из обителей, и из минторга. «Их представители неоднократно приходили к нам, мы дали им весь пакет документов, но пока к нам никто не обращался», – пояснили чиновники. Они уточнили, что в ходе проведения «Царских дней» Вера Соловьева имела беседу с архиепископом Викентием. «Подробностей я не знаю, – добавила пресс-секретарь минторга Ольга Серкова-Холмская. – Но насколько я понимаю, речь идет о том, что мы не можем влиять на церковные дела».

До какой степени минторг и милиция не могут влиять на архиепископа, стало очевидно 11 сентября, когда в регионе, по инициативе епархии, был объявлен День трезвости.

Владыка Викентий обратился к Вере Соловьевой с просьбой ограничить реализацию алкоголя, что было с готовностью сделано. Мало того, 11 сентября стало известно, что министерство больше не имеет к епархии претензий.

«Мы не знаем, торгует ли вином наша епархия, так как не вмешиваемся в дела Русской православной церкви, – сообщила представителям СМИ пресс-секретарь минторга. – РПЦ не имеет своих магазинов, а церковные лавки не являются магазинами. Таким образом, действие закона о лицензировании на них не распространяется. Получается, что вопрос о лицензии для екатеринбургской епархии отпал сам собой».

В епархии же это решение восприняли своеобразно: раз нет лицензирования – нет и вина. «Я не знаю случаев, чтобы у нас церковные лавки занимались продажей кагора, – со всей ответственностью заявил глава епархиального отдела по связям с общественностью священник Игорь Бочинин. – В церковных службах вино действительно используется, но чтобы Церковь его продавала, о таком я не слышал».

Надо полагать, кагор-невидимка – чудо из того же ряда, что и сигареты, беспошлинную торговлю которыми вела РПЦ в начале 1990-х. И остается только молиться, чтобы ассортимент церковной торговли не пополнился еще чем-то, отделенным от государства, а значит, не существующим в природе.

"