Posted 16 августа 2015,, 21:00

Published 16 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:33

Updated 8 марта, 03:33

Воля и вседозволенность

Воля и вседозволенность

16 августа 2015, 21:00
Вчера группа православных активистов «Божья воля» во главе с их лидером Дмитрием Цорионовым (Энтео) вновь попытались добиться закрытия выставки «Скульптуры, которых мы не видим», проходящей в московском «Манеже». В этот раз, по впечатлениям корреспондента «НИ», присутствовавшего на месте событий, все прошло гораздо спо

Православные активисты вместе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) вчера оказались у «Манежа» около четырех часов дня. «Мы подойдем к полицейскому и будем требовать закрытия выставки. Она нарушает статью 148 УК РФ, то есть оскорбляет чувства верующих», – заявил Энтео корреспонденту «НИ» на подходе к «Манежу». Дежуривший на месте правоохранитель лишь посоветовал писать заявление в полицию и заметил, что пока никто ничего закрывать не собирается. В итоге активисты встали около входа с одиночными пикетами и довольно охотно вступали в словесные перепалки с любыми прохожими и посетителями выставки. Надписи на плакатах гласили: «Искусство оскорблять – это не искусство», «Здесь хулят Того, в руках Которого и вселенная, и Манеж, и жизнь организаторов этой выставки». Акция прошла довольно спокойно – всех разогнал начавшийся дождь.

«Мы собираемся еще ходить к «Манежу» и будем делать все, что в наших силах, чтобы выставка была закрыта. Завтра подадим заявление на согласование митинга рядом с «Манежем» на 5 тыс. человек. Кроме того, будет заявление на клевету в отношении пресс-секретаря «Манежа». Речь идет о страшном богохульстве – порнографическом изображении Иисуса Христа», – заявил «НИ» Дмитрий Энтео. На вопрос «НИ», не опасается ли он быть наказанным по закону, он ответил: «Мы не боимся. Мы боимся только Бога. Мы не позволим хулить имя Бога на нашей земле, чего бы нам это ни стоило. Мы готовы умереть за нашего Бога».

Напомним, в пятницу группа православных активистов «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) повредила пять экспонатов выставки в московском «Манеже», связанных с библейской тематикой. Участников погрома доставили в полицию, а затем отпустили.

Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

Дмитрий Энтео уже не в первый раз является участником подобных акций. В ноябре 2014 года активисты «Божьей воли» пришли на выставку «Цензура-шлю-ха-ха» (галерея «Культурный альянс», «Винзавод»), где испортили два экспоната, которые они посчитали богохульными, – инсталляцию Лусинэ Джанян и Алексея Кнедляковского. И это не первый визит Энтео на «Винзавод» – в сентябре 2012 года его не устроила выставка «Духовная брань». В феврале 2014 года соратники Энтео избили сотрудника музея ГУЛАГа за то, что тот нелестно, по их мнению, отозвался об активистке «Божьей воли». Осенью 2013 года активисты пытались сорвать спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж». И этот список далеко не полон.

Фактически ничего, кроме критики, в публичном пространстве эта выходка не вызвала. Глава президентского совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил, что в действиях активистов есть состав преступления. «Причем речь идет не об одной, а о нескольких статьях Уголовного кодекса. Не надо уподобляться варварам из ИГИЛ». Он надеется, что следственными органами будет дана адекватная правовая оценка происшедшему.

«Во всем должна соблюдаться законность. Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки», – заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Должна быть дана правовая оценка действиям господина Цорионова и его товарищей. Закон есть закон, и его необходимо соблюдать. Верующие, безусловно, имеют право на протест, если оскорбляются священные для них символы и святыни. В современном российском государстве чувства верующих защищены законодательно. Но именно поэтому подобные протесты должны находиться в правовом поле», – прокомментировал ситуацию глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, заметив, что решать, насколько законна выставка, должны профессионалы. Сам г-н Легойда в «Манеже» не был и экспонатов не видел. Председатель комитета СФ по международным делам Константин Косачев назвал выходку православных активистов «отвратительной» и нецивилизованной: «Как будто цивилизация еще не начиналась». «Правоохранительные органы должны всячески исследовать, посмотреть, что произошло, все виновные должны быть наказаны и понести установленную законом ответственность», – сказал председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов, заметив, что действия «Божьей воли» оставляют после себя негативный отпечаток в отношении и РПЦ, и православной веры.

Пресс-секретарь «Манежа» Алёна КАРНЕЕВА: «Мы будем настаивать на возбуждении уголовного дела»

– Возобновил ли работу музей после чрезвычайной ситуации, которая произошла в пятницу?
– Музей заработал уже в субботу. Причем посетители начали подходить даже к восьми утра, хотя Центральный Манеж открывается в двенадцать. К вечеру выставку посетили более пятисот человек.

– Какие именно работы пострадали от действий вандалов?
– Пострадали четыре работы Вадима Сидура из цикла «101» 1971 года – на библейские мотивы, выполненные в технике «резьба по линолеуму». Эти работы относятся к музейным фондам Российской Федерации, а значит являются государственным имуществом. Две из них имеют явные видимые повреждения, а две другие работы сорвали и швырнули, но пока точно нельзя сказать, какой ущерб им нанесен. Его должны назвать эксперты. Пятая пострадавшая работа – «Отсечение головы Иоанна Крестителя» – создана автором Megasoma Mars и принадлежит известной московской галерее «Триуфм». Это голова, под ней была тарелка. Этот объект сорвали с постамента и швырнули. Тарелка никакой ценности не представляет, а голова – да. Какие остались вмятины и повреждения на голове, это оценят эксперты, но впоследствии, так как этих работ у нас сейчас нет, их изъяли правоохранительные органы. Когда работы нам вернут, мы отдадим их на консультацию эксперту, чтоб он оценил ущерб.

– Какие меры предпринял «Манеж», чтобы возместить причиненный ущерб?
– В тот же день мы подали заявление о порче имущества, но мы будем настаивать на возбуждении уголовного дела.
Беседовала Мария МИХАЙЛОВА

"