Posted 16 августа 2006,, 20:00

Published 16 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:24

Updated 8 марта, 02:24

Небесный тихоход

Небесный тихоход

16 августа 2006, 20:00
Вчера стали известны результаты рейтинга самых непунктуальных авиакомпаний России, чьи чартерные рейсы чаще других опаздывают с вылетом. «Черный список» непунктуальных авиакомпаний подготовило Федеральное агентство воздушного транспорта РФ. Таким образом ведомство пытается бороться с многочасовыми опозданиями чартерных
Сюжет
Авиация

В планах агентства ежемесячная публикация подобных «расстрельных списков». Между тем сами проштрафившиеся авиакомпании признают изъяны в своей работе, однако говорят, что кардинально улучшить ситуацию они не в состоянии. Так что, несмотря на все усилия, пассажирам еще долгое время придется томиться в многочасовом ожидании вылета на курорт.

С каждым годом число россиян, воспользовавшихся чартерными перелетами, растет практически в арифметической прогрессии. За этот год статистики еще нет, но специалисты утверждают, что рекорд 2005 года в 8,5 млн. человек будет побит. Между тем с ростом числа клиентов растет и количество нареканий. Больше всего пассажиров раздражают многочасовые задержки, особенно в сезон отпусков. Возможно, именно это и заставило Федеральное агентство воздушного транспорта обратить внимание на авиакомпании, создающие неудобства своим клиентам.

Выяснилось, что рейтинг самых непунктуальных авиакомпаний составляется по итогам каждого месяца. Так, Федеральное агентство воздушного транспорта борется с учащающимися случаями задержки рейсов. В списке фиксируется количество вылетов, отложенных более чем на три часа. «Разрешение на организацию чартеров нужно получать ежемесячно, – сообщил «НИ» начальник отдела общественных связей Министерства транспорта РФ Тимур Хикматов. – Компаниям, уже попавшим в «черный список», мы сокращаем число вылетов на количество задержанных рейсов в предыдущий месяц. Например, удовлетворяем только 285 заявок из 300, если 15 перелетов было отложено».

По данным г-на Хикматова, в июле в число лидеров рейтинга вошли компании «Калининград-Авиа», «Сибирь» и «KrasAir». Они же печально лидировали и в предыдущие месяцы. «Еще в прошлом году мы ужесточили требования к чартерным рейсам, – продолжает Тимур Хикматов. – Было выпущено специальное распоряжение Росавиации, согласно которому все авиакомпании должны иметь резервное судно на случай технических неполадок основного самолета. Но судя по тому, что ситуация не меняется, далеко не все выполняют наши требования».

Ситуацией, складывающейся с чартерными рейсами, всерьез обеспокоились не только чиновники, но и специалисты по безопасности полетов. Они убеждены, что авиакомпании, работающие непосредственно с туристическими фирмами и перевозящие людей чартерными рейсами, в последнюю очередь думают о безопасности граждан, находящихся на борту. «В современной организации чартерных рейсов творится полный хаос, – заявил «НИ» независимый эксперт по безопасности полетов. – Первоочередной задачей туристической фирмы, заказывающей перелет, становится отнюдь не безопасность полета и не удобство пассажиров, а извлечение прибыли. Федеральному агентству воздушного транспорта давно следовало бы провести месячный анализ того, сколько совершено чартерных рейсов, какие авиакомпании и с каких аэродромов их выполняли, а также какие туристические фирмы эти рейсы заказывали. В связи с каждым вылетом стоило бы разобраться в жалобах пассажиров».

Специалист выделяет и другую проблему, заключающуюся в том, что при выполнении чартерных рейсов авиакомпании зачастую используют старую, неисправную технику. По мнению эксперта, четко организованные чартерные рейсы приносили бы большую выгоду и туристическим фирмам, и авиакомпаниям.

Пассажирам чартера не привыкать спать на чемоданах.
Фото: АР

Корреспондент «НИ» связался с несколькими авиакомпаниями, вошедшими в злополучный «черный список». «У нас единый стандарт сервиса на регулярных и на чартерных рейсах, – сообщил «НИ» начальник пресс-службы авиакомпании «Сибирь» Илья Новохатский. – Чартерные рейсы отличаются только тем, что у них есть заказчик. В обязательный набор предоставляемых на любом чартерном рейсе услуг у нас входит, разумеется, питание и раздача на борту самолета прессы».

Представитель авиакомпании сразу признал, что задержка подобных «заказных» рейсов – ахиллесова пята множества авиаперевозчиков. «Любая задержка, превышающая 15 минут, в принципе считается недопустимой, – честно признался «НИ» г-н Новохатский. – Более того, мы признаем, что грешим подобными заминками по разным причинам, в том числе и из-за неисправности самолетов. Разумеется, мы соответствуем требованиям Росавиации и ставим на рейс резервные самолеты. Летом же иногда не хватает даже резерва».

Справедливости ради надо отметить, что авиакомпания «Сибирь», у которой представители Федерального агентства воздушного транспорта насчитали в мае – июне этого года 8 задержек чартерных рейсов, не является самым злостным нарушителем регламента. В числе лидеров, например, компания «Вим-Авиа», в этот же период создавшая неудобства своим пассажирам целых 25 раз. «Мы понимаем, что задержки в нашей работе недопустимы, однако, как показывает практика, задержки чартерных рейсов иногда происходят и по вине туристических фирм, – заявил «НИ» пресс-секретарь «Вим-Авиа» Петр Сейбиль. – Дело в том, что в группе туристов всегда кто-то опаздывает. В этом случае туристическая фирма обращается к авиакомпании с просьбой приостановить вылет. Чтобы сохранить хорошие отношения с заказчиками, авиакомпании, как правило, идут на уступки». В компании «Вим-Авиа» также прекрасно понимают, что организация чартерного рейса предполагает наличие резервного воздушного судна, однако объяснить «НИ», почему это понимание никак не переходит в действие, в компании так и не смогли. Правда, пообещали исправиться.

В авиакомпании «Авиалинии 400», похоже, менее склонны признавать свои ошибки. «Задержек чартерных рейсов у нас в последнее время было намного меньше, чем нам приписывают, – заверил «НИ» первый заместитель генерального директора «Авиалинии 400» Сергей Татарников. – Связаны они в основном с техническими причинами, иногда авиационная техника отказывала в самый последний момент. Кроме того, все авиаперевозки, которые мы осуществляем, приходятся именно на чартерные рейсы. Отчасти наша плохая статистика может быть связана именно с этим. При этом все необходимые нормативы мы выполняем. Например, при более чем трехчасовом полете пассажирам предоставляется горячее питание».

Впрочем, есть мнения, что по отношению к авиакомпаниям, занимающимся чартерными рейсами, вообще не должно быть никаких поблажек. Так, пресс-секретарь Федерального агентства по туризму Сергей Синицын считает, что для пассажира нет принципиальной разницы между чартерным и регулярным рейсом, ведь все они должны отправляться и прибывать вовремя. «Наши туристы почему-то думают, что чартер имеет право опаздывать, и расценивают задержки в отправлении как само собой разумеющееся явление, – выразил «НИ» свое возмущение г-н Синицын. – Конечно, цены на такие рейсы намного ниже, но это не предусматривает ожидание самолета несколько часов».

Таких безобразий в конце концов не простят и сами пассажиры. Задержка одного самолета может разрушить расписание половины авиаперевозок, запланированных на день. В результате перегруженные аэропорты просто не справляются с пассажиропотоком. Так, летом прошлого года в аэропорту Домодедово выстроилась огромная очередь на паспортный контроль. «Мы прилетели в Москву чартерным рейсом из Турции и два часа не могли выйти из аэропорта, – рассказала «НИ» пассажирка Елена. – На паспортный контроль выстроилась громадная очередь, которая практически не двигалась. Через полчаса люди начали паниковать. Некоторые туристы призывали буквально штурмовать выход. Мы пытались узнать причину задержки. Ответ был просто поразительным. Всему виной оказались многочисленные чартерные рейсы, приземлившиеся практически одновременно». После того злополучного рейса Елена раз и навсегда отказалась летать чартерными рейсами. Таких людей, как она, в ближайшее время будет, наверное, становиться все больше и больше.

"