Posted 16 июля 2012,, 20:00

Published 16 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

По ком звонит рында

По ком звонит рында

16 июля 2012, 20:00
МЧС России ведет разработку новой системы оповещения населения, сообщил спустя несколько дней после наводнения в Крымске глава ведомства Владимир Пучков. Министр признал, что существующие системы оповещения не соответствуют установленным требованиям почти в половине регионов и к работе «готовы ограниченно». Эксперты до

По словам главы МЧС Владимира Пучкова, цель новой системы – упростить и ускорить донесение информации до граждан за счет использования современных технологий. Министр также признал, что в Крымске Краснодарского края система оповещения сработала не должным образом: «Оповещение населения организовано было, но, к сожалению, со стороны руководителей на местах и отдельных служб были допущены ошибки. Не все население было оповещено в установленные сроки».

Трагедия на Кубани, унесшая множество жизней, заставила обратить внимание на проблему, которая все чаще и чаще оказывается на повестке дня в стране: в случае чрезвычайной ситуации не знают, что делать ни граждане, ни должностные лица. Пока что уроки Крымска рискуют обернуться очередной кампанейщиной и самодеятельностью. В российских городах уже массово завыли сирены – чиновники начали спешно проверять их работоспособность. Вслед за сиренами стартовали учения – работники предприятий и госучреждений демонстрируют навыки эвакуации. В некоторых регионах пошли еще дальше. К примеру, в Кузбассе решено оповещать о ЧП звоном церковных колоколов.

Колокольный звон для оповещения о чрезвычайной ситуации решено использовать еще и потому, что созданная в СССР система информирования населения за последние годы была практически полностью разрушена. Именно поэтому многих жителей Крымска оповестили о потопе не СМИ, телефонные звонки или сирены, а цепные собаки во дворах. По словам руководителя местного телеканала «Крымский экран» Натальи Усовой, никакой бегущей строки с предупреждением о наводнении до наводнения не было: «Строка появилась лишь после того, как из своего затопленного дома с улицы Адагумской ко мне дозвонилась главный редактор Марина Сидорова. Она была в панике, кричала, что вокруг вода поднимается. Часа в три ночи мы пустили бегущую строку, но вряд ли это кого-то спасло, потому что тут же во всем городе погас свет». Хотя глава Крымского района Василий Крутько утверждал, что граждан оповестили сразу же после получения телефонограммы из МЧС, а пресс-секретарь губернатора края Анна Минькова настаивала, что жители Крымска были предупреждены о наводнении, но не захотели покидать свои дома.

Если бы наводнение произошло не в Крымске, а в любом другом городе страны, ситуация была бы аналогичной, говорит «НИ» член Ассоциации ветеранов спецслужб Евгений Лытяков. Он вспоминает пожар и последовавшую за ним серию взрывов на складе боеприпасов в Ульяновске в ноябре 2009 года: «Когда прямо в черте города зазвучали взрывы, никто ничего не мог понять. Повсюду все громыхало, из домов вылетали стекла. В областном центре началась паника – одни бросились сметать с прилавков аптек марлевые повязки, другие заправляли автомобили и спешно покидали город. Тогда сразу поползли самые страшные слухи – к примеру, кто-то говорил, что на загоревшихся складах хранится химическое оружие. Мобильная связь вырубилась практически сразу, а местное телевидение упорно хранило молчание».

Проблему оповещения населения следует разделить на две части, полагает ветеран спецслужб Евгений Лытяков. Первая – это чиновничья закрытость и страх взять на себя управление ситуацией. Это можно было наблюдать и в затопленном Крымске. Краснодарский губернатор Александр Ткачев признался, что о надвигающейся беде властям стало известно за три часа. Эксперты в один голос твердят, что это немалый запас времени – можно было, например, вывести на улицы города автомобили всех экстренных служб и через громкоговорители известить о необходимости немедленно эвакуироваться. Но для этого кто-то должен был принять решение и взять на себя ответственность. А таких людей во власти не нашлось.

ВЛАДИМИР АНОСОВ/YUGA.RU

Второй аспект проблемы – технический. «В Израиле по сей день наиболее распространенным средством оповещения является выезд на улицы автомобилей, оснащенных громкоговорителями», – рассказал «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях профессор Михаил Виноградов. Кроме того, наш собеседник считает целесообразным восстановить репродукторы на уличных столбах, чтобы в случае надвигающейся опасности они оживали. Все специалисты, опрошенные «НИ», признают, что одним из наиболее надежных средств информирования остается проводное радио, которое на сегодняшний день в большинстве квартир отсутствует. «Радиоточки пообрезали, а теперь разводим руками – как же быть? Однако надежнее проводного радио пока ничего не придумали», – отмечает г-н Виноградов.

Несколько лет назад прокуратура Ульяновской области судилась с местным оператором связи, который отключил радио в большинстве сельских районов региона, объяснив это нерентабельностью содержания оборудования. Ульяновский областной суд поддержал районные суды, которые во всех процессах заняли сторону оператора связи, не приняв во внимание аргументы надзорного ведомства. Поэтому сейчас заставить связистов восстановить радио не представляется возможным, сетуют в региональной прокуратуре. И тоже вспоминают взрывы на арсенале в 2009 году: «Тогда люди узнавали о том, что происходит, лишь тогда, когда в их домах вылетали стекла».

Система оповещения населения в чрезвычайных ситуациях должна представлять собой симбиоз старых проверенных методов и новейших технологий, заявил «НИ» заместитель председателя исполкома Российского союза спасателей Олег Логвинов: «Главной проблемой сейчас является отсутствие средств оповещения в каждой квартире. Кроме того, я бы уделил особое внимание взаимодействию органов власти и средств массовой информации. В случае ЧС именно СМИ оказываются для людей едва ли не главным спасательным кругом. Можно включать сирены, бить в колокола или стучать по барабанам. Но надо, чтобы люди знали, что именно данные звуки означают, и не воспринимали набат как малиновый звон». По мнению г-на Логвинова, нужны четкие инструкции и алгоритмы, чтобы ни ответственным лицам, ни рядовым гражданам не приходилось задумываться, что делать в конкретной ситуации: «Систему следует довести до автоматизма. Если ЧП случилось ночью – один план, если днем – другой, если в выходной день – третий».

После трагедии в Крымске звучали предложения об оповещении граждан через рассылку sms. Однако ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин в беседе с «НИ» в эффективности этого способа сомневается: «В чрезвычайной ситуации мобильная связь «падает» в первую очередь. Достаточно вспомнить теракты в Москве – тогда сотовая связь отказала спустя несколько минут после случившегося. Точно так же произошло и в Крымске, где водой было уничтожено 40% базовых станций». Г-н Муртазин предлагает использовать опыт США, где во время чрезвычайной ситуации не рассылают sms, а переводят мобильную связь на особый режим. В результате все аппараты начинают подавать сигналы, даже если до этого они находились в беззвучном режиме. Если же человек в этот момент разговаривает по телефону, то беседа прерывается экстренным сообщением.

Обучением граждан реагированию в чрезвычайной ситуации практически никто не занимается, хотя это следовало бы делать с раннего детства, сетует в беседе с «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является ущербным и в школах, и в вузах. И преподают его не специалисты, а отставные сержанты».

Но – самое главное – россияне не доверяют чиновникам и сомневаются, что те их своевременно оповестят. Достаточно вспомнить панику, которая возникла в 2007 году в нескольких регионах после появившихся в Интернете сообщений об аварии на Балаковской АЭС в Саратовской области. Сообщения, как было установлено позднее, оказались ложными, однако несколько десятков человек успели получить тяжелые отравления йодом – они выпили неразбавленную спиртовую настойку йода, так как верили, что это спасет их от радиации. При этом паника во многом была мотивирована даже не столько сообщениями в Интернете, сколько долгим молчанием всех госструктур. Таким образом, молчание власти в критических ситуациях становится дурной традицией, которая приводит к трагедиям.

О НАВОДНЕНИИ В ПРИГОРОДЕ ЧИКАГО ПРЕДУПРЕДИЛИ ЗА ДВОЕ СУТОК

В США оповещением населения о природных катастрофах, таких, как лесные пожары, наводнения, ураганы и торнадо, занимается предсказатель погоды – Национальная метеорологическая организация (National Weather Service). Благодаря современным техническим возможностям о большинстве чрезвычайных ситуаций граждан оповещают за 12 и более часов, а порой и за несколько суток. О грядущем катаклизме сообщают по всем телевизионным каналам и радиостанциям, публикуют объявления в прессе, жителей затронутого катастрофой района обзванивают и также там включают сирены. Системы оповещения работают автоматически в зависимости от характера катастрофы. Каждая из катастроф, будь то землетрясение или цунами, имеет код «Life Safety», что означает код «спасения жизни». Например, в этом году Национальная метеорологическая организация предсказала наводнение в чикагском пригороде Найлс. Тревожный сигнал о проливных дождях и выходе из берегов реки Чикаго (Chicago River) был разослан жителям этого пригорода за двое суток до наводнения. Администрация Найлса успела устроить в предместьях жилых домов, расположенных в прибрежье реки, песчаные дамбы, что позволило избежать несчастья. Минувший год также поставил рекорд по числу торнадо – Национальная метеорологическая организация насчитала их 1897. Из-за торнадо в США погибли 505 человек. Однако если бы не своевременные оповещения, погибших могло быть больше в десятки раз. Город Джоплин на побережье реки Миссури во время торнадо был стерт с лица земли. Тогда погибли 123 человека, но благодаря раннему сигналу удалось эвакуировать несколько тыс. жителей. Оповещение о пожаре происходит благодаря обязательной установке в жилых домах и офисах сигнала «Alarm» (тревога). Размещенные в каждой комнате датчики размером с ладонь улавливают дым на расстоянии и издают чрезвычайно громкую сирену, которая слышна на весь квартал. Наличие пожарной сигнализации проверяется минимум раз в год, и за ее отсутствие владельцу помещения грозит крупный штраф.
Борис ВИНОКУР, Чикаго

"