Posted 16 июля 2007,, 20:00

Published 16 июля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:33

Updated 8 марта, 08:33

Сами засудим

Сами засудим

16 июля 2007, 20:00
В воскресенье в Перми прохожие набросились на водителя, который сбил 12-летнюю девочку. Неизвестно, что бы сделала разъяренная толпа с автолюбителем, если бы вовремя не подъехали три наряда милиции. Это явление давно известно и имеет свое название – «суд Линча». В последнее время россияне все чаще стали расправляться с

В воскресенье вечером в Перми на Комсомольском проспекте разъяренная толпа в 20 человек пыталась растерзать худощавого студента-автолюбителя. Некоторые яростно бросали бутылки с недопитым пивом в автомобиль жертвы. Дело было в том, что за несколько минут до этого студент наехал на 12-летнюю девочку. Школьница перебегала через дорогу вместе с родителями в неположенном месте. Удар был настолько сильным, что девочка отлетела на несколько метров. Она скончалась на месте. «Неизвестно, чем бы закончился этот самосуд, если бы рядом не было милицейского патруля, – рассказал «Новым Известиям» пресс-секретарь УВД по Пермскому краю Евгений Горбачев. – Правоохранители защитили автолюбителя от произвола. В милиционеров даже попали бутылки, которые летели в студента. Пришлось вызвать еще два наряда, чтобы успокоить народ. Парня задержали, его будут судить по закону».

Этот случай наглядно показал, что россияне все меньше рассчитывают на справедливость по закону и предпочитают устраивать самосуд. «Происходит это из-за недоверия граждан ко всей правоохранительной и судебной системе, – рассказал «НИ» председатель «Комитета за гражданские права» Андрей Бабушкин. – Иногда не пробиться и через правоохранительные органы, которые просто отказываются принимать заявление, советуют обращаться к гражданскому судопроизводству вместо уголовного. Этим власть толкает граждан на самосуд. Кроме того, зачастую в правоохранительных органах даже советуют разобраться самостоятельно – например, с надоедливым соседом или мужем, занимающимся рукоприкладством. Потерпевший прислушивается к совету и берет в руки предмет поувесистее. А в итоге приходится судить потерпевшего. Вот пример: недавно ранее судимому гражданину посоветовали самому забрать у обидчика похищенный телефон. Мужчина так и сделал, применив силу. Побитый похититель подал заявление в милицию. Теперь изначально потерпевшему светит еще один срок».

Как выяснил Аналитический центр Юрия Левады, еще два года назад милиции не доверяли 35–40% граждан, а сейчас – 87%. По всей видимости, такие настроения россиян формируются еще и из-за чувства неотмщенности. В среднем за год в стране милиционеры регистрируют около двух млн. преступлений, а раскрывают чуть больше половины. «Зато все помнят фильм «Ворошиловский стрелок», где мстящий за унижения внучки дедушка представлен в роли героя. Это и формирует общественное мнение, что самосуд – дело благородное, – объясняет «НИ» руководитель правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина. – Люди юридически безграмотны. Пытаются установить справедливость незаконными способами, а потом от этого и страдают».

По действующему законодательству, за самоуправство грозит от трех до шести лет лишения свободы. «Правда, самосуды редко квалифицируются как самоуправство. Если граждане напали на обидчика, то заводится уголовное дело по статье «убийство» или «побои», – рассказал «НИ» источник в ГУВД Москвы. – Обычно факт самосуда вскрывается только в суде. Ведь потерпевшие могут таить обиды годами, и следствию практически невозможно определить, что это была месть. Поэтому и статистики по самоуправству нет. Хотя подобные расправы с преступниками случаются часто».

Мстители, совершившие самосуд тайно, обычно гордятся своей безнаказанностью и продолжают дальше наказывать обидчиков. «Три месяца мой друг Анатолий, которому тогда было 29 лет, следил за парнем, который в шутку выстрелил мне в спину из пневматического оружия, – рассказала «НИ» подруга мстителя москвичка Алена Сереброва. – Он грезил, как прострелит шутнику коленки и заставит просить прощения. Закончилось все тем, что он сжег обидчику машину. К счастью, сам стрелок не пострадал и не узнал, кто вдруг покусился на его авто. Милиция также Анатолия не вычислила, и он решил, что может безнаказанно продолжать мстить всем вокруг».

Психологи утверждают, что мстители тем и опасны, что им становится не важно – поймают их потом или нет. «Их правда всегда субъективна, – объясняет «НИ» психолог Ольга Корчагина. – А значит их суд может быть несправедливым».

А вы бы могли учинить самосуд?

Григорий ОСТЕР, писатель:

«Я бы мог пойти на самосуд лишь в том случае, если бы речь шла об интересах моих близких и детей, а государство устранилось бы. Это единственный случай, когда я могу понять свершившийся самосуд. Когда государство устраняется от выполнения своих обязанностей и не занимается решением тех или иных вопросов, то самосуд возможен и объясним».



Мария БУТЫРСКАЯ, фигуристка:

«Я стараюсь никогда не вмешиваться ни в какие подобные ситуации. Меня надо очень сильно вывести из себя, чтоб получить в ответ какую-то агрессивную реакцию. Наверное, у нас в стране плохо работает система наказания преступников и защиты людей. Ведь на самом деле получается, что мало кто может защитить обычного человека и наказать его обидчика. Встают горой в первую очередь за тех, у кого есть деньги, высокое положение в обществе. Вот у обывателей, которые понимают свою беззащитность, нервы и не выдерживают, и они начинают самостоятельно наказывать преступников. Но в любом случае это ненормально. Ведь существуют специальные органы, которые обязаны защищать людей и наказывать преступников».



Георгий ДАНЕЛИЯ, режиссер:

«Если бы вашего родственника убили, неужели бы вы никак не отреагировали, у вас не возникло бы желание расправиться с этим человеком? Любому человеку, который решается на самосуд, можно посочувствовать, потому что его вынуждают сделать это обстоятельства. Это в природе любого человека».


Записала Екатерина НОВИКОВА

"