Posted 16 июня 2015,, 21:00

Published 16 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Худой мир

Худой мир

16 июня 2015, 21:00
В ближайшее время Верховный суд должен рассмотреть иск группы правозащитников и журналистов о правомерности указа президента о засекречивании потерь в ходе спецопераций в мирное время. Указ, опубликованный 28 мая, таким образом, расширил перечень сведений, отнесенных к гостайне. Правозащитники уверены, что засекречиван

Иск в ВС подан группой правозащитников, политиков и журналистов, а его инициатором стал адвокат Иван Павлов. Среди подписавшихся – военные журналисты Аркадий Бабченко, Тимур Олевский, Павел Каныгин; депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг, бывшая обвиняемая по делу о госизмене Светлана Давыдова и другие. «Потери военных в мирное время не могут быть гостайной. Мы считаем, что президент не имел права засекречивать эту категорию информации – это просто выходит за рамки его полномочий. Дело в том, что ограничивать доступ к информации можно только федеральным законом, но не подзаконными актами, а указ – это именно подзаконный акт», – заявил Иван Павлов.

Напомним, еще 28 мая на официальном правительственном интернет-портале был размещен указ президента РФ, вносящий изменения в перечень данных, отнесенных к гостайне. Согласно указу, в частности, к государственной тайне отнесены «сведения, раскрывающие потери Минобороны России, личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций». Тогда же пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заверил, что подписание указа никак не связано с событиями на востоке Украины. Однако правозащитники считают, что именно для этого и были введены ограничения.

По словам Ивана Павлова, статья 7 закона «О государственной тайне» не позволяет засекречивать сведения о чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях. «Военные действия и проведение спецопераций, последствиями которых становятся человеческие жертвы, с уверенностью можно назвать чрезвычайными происшествиями. Думаем, родственники военнослужащих с нами согласятся», – отметил правозащитник.

Указ «производит впечатление абсолютно неправового по сути и по содержанию», отметил «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) Сергей Кривенко. «О перспективах иска пока говорить сложно. Была бы у нас правовая страна... Если будет заказ – одно решение, если независимое рассмотрение – другой результат. Тем не менее совершенно непонятно, какие причины диктуют запрет на такую информацию. В военное время еще можно было понять такое ограничение – поддержать моральный дух армии, общества. Но в мирное время нет никаких оснований для того, чтобы засекречивать имена погибших военнослужащих», – подчеркнул Сергей Кривенко «НИ».

"