Posted 16 мая 2013,, 20:00
Published 16 мая 2013,, 20:00
Modified 8 марта, 02:18
Updated 8 марта, 02:18
Лидеры рынка услуг rent-a-car (так по-английски называется прокат автомобилей) – компании Hertz, Avis, Europcar и Budget. Есть большие региональные и национальные компании, которые также успешно работают на международном рынке, к примеру, SIXT, Alamo, Enterprise, National, Thrifly и Goldcar.
Чем раньше, тем дешевле
Главный лозунг любого туриста, не желающего расставаться с автомобилем даже в отпуске, – бронируй заранее. Автолюбители с большим туристическим стажем знают о том, что самый надежный и выгодный способ получить машину нужного класса прямо в аэропорту по прилете – предварительное бронирование в одной из крупнейших прокатных компаний. Их представительства обязательно есть во всех международных аэроузлах и на многих крупных железнодорожных вокзалах Европы. Бронирование машины всего за сутки или накануне уже считается предварительным.
Забронировав транспортное средство заранее, можно сэкономить, но величина скидки напрямую зависит от туристического сезона: летом и в рождественские праздники цены самые высокие и скидок почти нет.
Еще один способ сэкономить – забронировать авто одновременно с билетом на самолет и гостиницей. Многие авиакомпании сотрудничают с прокатчиками и отелями, и зарезервировать автомобиль и апартаменты можно вместе с покупкой билета прямо на сайте авиаперевозчика. Стоимость аренды в этом случае (как и через онлайн-системы бронирования) нередко бывает ниже, чем у прокатчиков. Можно арендовать машину через туристическую компанию, отправляющую вас в поездку. Туроператоры – постоянные партнеры прокатных компаний – пользуются у них льготными тарифами и предлагают аренду автомобиля в пакете с другими услугами.
У всех крупных операторов рынка rent-a-car есть специальные тарифы, но все они действуют только при предварительном бронировании. Разница между специальным и базовым тарифом может составлять 25–30%. Самый доступный – тариф выходного дня (Saturday night keep). У владельцев пластиковых карт основных платежных систем и у постоянных клиентов крупных международных авиакомпаний – свои привилегии.
Гарантия безопасности
Для того чтобы забронировать автомобиль, достаточно оформить заявку в Интернете. Заполнив простую форму на сайте, можно спокойно паковать чемоданы: исправный авто выбранного класса и с небольшим пробегом будет ждать вас в пункте прибытия на спецстоянке. Однако получение машины в этом случае заметно увеличивает стоимость аренды: только на аэропортовые топливные сборы придется накинуть 12% от общей суммы аренды. Но все равно по предварительному заказу машина и в аэропорту обойдется дешевле, чем без него.
Услуга аренды автомобиля во всем мире доступна только счастливым обладателям кредитных карт – без этого кусочка пластика вам путь в прокатный офис сетевой компании заказан. Но мало иметь при себе кредитку, надо, чтобы на вашем счете была достаточная сумма, внушающая доверие компании, предоставляющей вам новый или почти новый автомобиль. При его получении в аэропорту вас попросят предъявить номер брони, международное водительское удостоверение, заграничный паспорт с визой и кредитную карту. Наличие кредитной карты – основное требование прокатчиков, так как для них это – единственный способ обезопасить себя от неплатежеспособных клиентов.
При оформлении аренды на вашем счете заблокируют депозит от 250 до 1500 евро, в зависимости от класса машины. «Замороженные» деньги потом разблокируют, но доступны они будут для вас как минимум через неделю, а то и через три после возвращения автомобиля. Очень требовательны крупные компании и к возрасту клиентов – тем, кому еще не исполнилось 25 лет, наверняка откажут в аренде, так же, как и тем, чей водительский стаж меньше года.
Но если уж вы прошли все проверки, то останетесь довольны – уровень сервиса стоит потраченных денег. Среди плюсов аренды у крупных игроков рынка – возможность получить машину в одном городе, а сдать в другом и полная страховка. Кстати, этот момент очень важен для южных стран Европы – для Испании, Италии, Греции, где небольшие местные компании демпингуют рынок низкими ценами, и туристы покупаются на них, а потом выясняется, что страховка в аренду авто не включена.
Страховой случай бывает разный
Страховка не всегда включается в тариф на аренду. На деле это выглядит так: в договоре условия страхования стоят отдельной графой, и для того, чтобы они действовали, надо поставить свою подпись не только в конце договора, но еще и в этой конкретной графе. Страхование пассажиров и багажа всегда относится к дополнительным услугам и оплачивается отдельно. Важный момент – границы ответственности арендатора в случае повреждения или угона автомобиля. В Италии, например, ограничение ответственности при угоне автомобиля включено во все тарифы.
Сомнительная экономия
Всегда найдется клиент, желающий сэкономить, – по такому принципу живут и работают мелкие прокатные компании в Европе. Их главный козырь – конкурентоспособная цена, стоимость услуг у местечковых прокатчиков гораздо ниже, чем у коллег с мировым именем, разница достигает 40%. Второй плюс (правда, сомнительный) в том, что кредитные карты здесь не требуют, а основной расчет идет наличными, в залог возьмут от 100 до 300 евро «кэшем». На водительское удостоверение в Греции или Испании даже не посмотрят, увидев набитый купюрами кошелек.
Мелкие компании вообще мало что интересует из ваших документов, никаких лишних вопросов задавать не будут. Но будьте готовы: главные вопросы возникнут при возврате автомобиля. Если вы при получении машины не зафиксировали уровень топлива в бензобаке и цифры на спидометре, не указали на царапину на заднем крыле, не уточнили, что именно включает в себя страховка и есть ли она вообще, то ждите проблем и будьте готовы к дополнительным тратам, иногда существенным. В момент возврата авто может «неожиданно» выясниться, что машина, например, имеет страховку с большой франшизой, а от угона не застрахована вовсе (в этом случае останется радоваться тому, что ее не угнали). Для информации: франшиза – сумма, которую при любой аварии придется выплачивать из собственного кармана, она может составлять 100, а может и 1000 евро.
В большинстве мелких компаний суточный пробег ограничен, и за каждый дополнительный километр придется платить. Менеджер обычно сообщает об этом очень неохотно и только если его спросят. В итоге привлекательная низкая цена аренды потом вырастает до астрономических размеров. Так, в Греции аренда автомобиля экономического класса может стоить 40 евро в сутки, но проехать на нем за эти деньги можно всего 300 км, а за каждый последующий километр сбор составляет 20 евроцентов. В Испании, сдавая автомобиль другому сотруднику местной компании (не тому, который вам его выдавал), придется доказывать, что дверца малолитражки была помята еще при генерале Франко, но никак не на минувшей неделе.
Есть и другие минусы дешевой аренды. Как правило, сдать машину в другом городе не получится – небольшие компании не имеют возможности перегонять обратно автомобили. Модельный ряд у них небольшой, предлагаемые потрепанные автомобили не раз бывали в передрягах и могут неожиданно сломаться или заглохнуть, не доехав до пункта назначения.
Особенности rent-a-car и передвижения на арендованном автомобиле:
Каршеринг: дешево и сердито