Posted 16 мая 2005,, 20:00

Published 16 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Мир на колесах

Мир на колесах

16 мая 2005, 20:00
Если вы любознательны и хотите посмотреть за одну поездку несколько стран, но не имеете возможности передвигаться самостоятельно, тогда вам прямая дорога в автобусный тур. Это довольно специфический вид туризма, но у него есть свои плюсы. Во-первых, путешествие на автобусе всегда существенно дешевле, чем, например, ави

История популярности автобусного туризма началась еще в семидесятых. Говорят, «первопроходцами» европейских дорог стали молодые британцы, оценившие возможность за одну поездку в динамичном режиме посмотреть сразу несколько стран континентальной Европы, притом за небольшие деньги. Наши отечественные «автобусники» активно поехали в Европу лет на двадцать позже – этот вид туризма стал в новой России одним из пионеров всей отрасли. Опять же основными козырями на тот момент были дешевизна, быстрота, а еще – возможность купить за границей дефицитные товары в больших количествах: ведь автобус – не самолет, платить за перевес не нужно, да и перевозить багаж из страны в страну куда как проще. Сегодня «шопинговая» составляющая уходит в прошлое, хотя для любителей «прибарахлиться» за рубежом ее преимущества по-прежнему актуальны.

География направлений

Из Москвы на автобусе можно отправиться на экскурсии в Европу, по городам России или же на отдых к Черному морю (Крым, Кавказ). Последний вариант – самый незамысловатый: садитесь в автобус, приезжаете на место и начинаете отдыхать. Но имейте в виду, что дешевизна таких туров (2 недели – от $200) достигается не столько экономией на дороге, сколько чрезмерно «экономичным» размещением, поскольку переезд на железнодорожном транспорте стоит ненамного дороже.

Есть двух- или трехдневная «классика» экскурсионных туров по России – маршруты Владимир – Суздаль или Мышкин – Тверь (от 1900 руб.). За 5–6 дней можно посмотреть несколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту Псков – Пушкинские горы – Новгород с посещением по дороге мелких городков (от 4500 руб.).

Однако до 90% автобусных туров продолжительностью свыше 4 дней приходится именно на зарубежные путешествия. При этом «автобус в чистом виде» из столицы сейчас почти не предлагают: как правило, до «стартовых точек» – Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина и обратно – туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет не только на день-два сократить время в пути, но и избавиться от изматывающих ночных переездов.

География автобусных направлений охватывает практически все европейские страны – Скандинавию (Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию; есть интересные программы по Альпийским и Балканским странам. Но где бы ни пролегал маршрут, важно с самого начала определиться, какая программа вам нужна: спринт по основным точкам на карте или более короткий маршрут, но с относительно вдумчивым осмотром каждой страны или города. Впрочем, автобусный тур – это не обязательно «галоп» и не обязательно «по Европам». Предлагаются путевки и с авиаперелетом в какую-то одну страну (чаще всего это Италия или Франция) и автобусным путешествием уже внутри ее границ. Кроме того, минувшей зимой, например, был открыт совершенно новый тур в Иорданию по маршруту Акоба – Амман – Петра. Что выбрать – дело вкуса; но новичкам специалисты советуют заказывать более «пестрые» туры, чтобы составить общее представление о разных странах, а уж в следующий раз посвятить себя наиболее понравившейся.

Сезоны и цены

Как утверждают специалисты, высокий сезон для автобусных путешествий – с апреля по октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-август – традиционное время отпусков и каникул. И если в среднем в сезон цена недельного вояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 евро (Великобритания, длинные трансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» может повышаться на 25% и больше. Вообще же, определить оптимальное время года для автобусных туров в целом невозможно. Если, например, июль во Франции или Скандинавии хотя и жарковат, но в современном кондиционированном автобусе вполне переносим, то, например, поездка в те же сроки в Иорданию может стать настоящей пыткой для не слишком привычного к ближневосточной жаре россиянина. Опытные автобусные туристы стараются ездить в мае-июне или сентябре: оптимально и по погоде, и по деньгам.

Маленькие хитрости

«Продвинутые» туроператоры не скупятся на различные новшества и средства привлечения клиентов. Так, система интернет-бронирования некоторых компаний позволяет заранее выбрать конкретное место в автобусе. Плюс немалый. Подскажем: лучшие места – справа за креслом гида; хорошая обзорность и меньше укачивает. А вот места в начале левого ряда – это лотерея. Если за спиной водителя будет высокая перегородка, то она почти полностью перекроет обзор, если же нет, то ехать по эту сторону прохода будет ничуть не хуже, чем справа. Не рекомендуется садиться рядом со вторым выходом – зачастую из него дует. Также нежелательные «соседи» – биотуалет (хоть по основному назначению он используется лишь в самых крайних случаях) и мини-кухня – извечные источники запахов и толчеи попутчиков. Места в задней части салона наиболее тряские и шумные. Впрочем, 5-местный задний диван обычно продается как два места, а значит, спать здесь будет просторнее. Что до марок автобусов, то при прочих равных предпочтение стоит отдавать «Неоплану», «Мерседесу» или «Бове».

Другой козырь – полное отсутствие ночных переездов. Для туроператоров это своего рода камень преткновения. С одной стороны, если не терять ночи на стоянки в отелях, можно успеть больше проехать и посмотреть. С другой стороны, выспаться в автобусе удается очень и очень немногим. А значит, восприятие с каждой «ходовой» ночевкой притупляется, и обилие достопримечательностей с каждым днем все больше сливается в монотонный сонный поток.

Комфортное передвижение в автобусе требует некоторой индивидуальной подготовки. Например, очень важно правильно подобрать одежду: на задней поверхности и в пройме брюк не должно быть рубцов и резко выступающих швов, так как при длительном сидении они пережимают сосуды, а от этого затекают ноги и прочие части тела. Поэтому даже такая практичная одежда, как джинсы, не слишком подходит для автобусных переездов. Совсем «домашние» штаны тоже не выход: на экскурсию прямо из автобуса в них не пойдешь. Обувь тоже должна отвечать определенным требованиям: удобная, просторная, «дышащая», легко снимаемая и без высоких каблуков. Опытные туристы не рекомендуют на перегонах много пить, а утолять жажду только небольшими глотками минеральной воды или холодного чая.

Есть еще одна важная составляющая путешествия – получение визы. Конечно, если ваш паспорт обклеен «шенгенками» и вы не нарушали заграничные законы, то проблем не будет. Однако аппликаты с чистыми «загранниками», отправляющиеся в недорогой автобусный тур, всегда привлекают повышенное внимание консульских служб. И не случайно: в московских турфирмах, например, хорошо знают две польские туроператорские компании, козыряющие своими демпинговыми ценами, с «экскурсий» которых домой возвращается едва ли не половина путешественников – остальные остаются в Западной Европе нелегалами. Поэтому визовые офицеры время от времени ставят «профилактические» отказы. Опытные менеджеры даже уговаривают клиентов с потенциально проблемными документами взять путевку чуть дороже – на всякий случай.

На выходе

Основное преимущество автобусного путешествия – быстрый маневр между городами и странами, ночевка же несет исключительно утилитарные функции: поспать, принять душ, позавтракать и снова вперед. Исходя из этого, проживание обычно строится на базе отелей 3*. Реже предлагаются и 4*, однако, как показывает практика, на то, чтобы воспользоваться преимуществами этой категории гостиниц, у экскурсантов просто нет времени. Кроме того, при выборе жилья учитываются возможности подъезда к ней автобуса вечером и беспрепятственного отъезда утром в обход дорожных пробок. Именно поэтому многие отели, в которых останавливаются туристы-автобусники, располагаются на окраинах городов.

Как правило, в стоимость путешествия из питания входят только завтраки в гостиницах – обедать и ужинать приходится в попутных кафе и ресторанах. Учтите, что автобус редко остановится у первой попавшей забегаловки: туристов стараются кормить в тех заведениях, с которыми у гида или турфирмы существует негласный договор на комиссию. Обычно их рекламируют как «самые дешевые и вкусные». Однако на самом деле в большинстве случаев это вполне стандартные ресторанчики и кафешки, и если старательно поискать, можно найти подешевле и повкуснее. Но сэкономить удастся либо деньги, либо время. Так же обстоит дело с магазинами и «эксклюзивными» сувенирными лавками. Отнеситесь к зазыванию в них гида с мягким юмором: человеку просто хочется подзаработать.

За компанию

Подмечено, что молодые люди чаще отправляются во Францию и Испанию, во Францию же охотно едут и семьи с детьми. Возрастные путешественники предпочитают туры в Германию, Австрию, Швейцарию. А вот Италия и Балканы одинаково привлекательны для всех. Чем вызвано такое распределение спроса – это вопрос к социологам; но, собираясь в тот или иной маршрут, стоит заранее поинтересоваться контингентом будущих попутчиков.

Путешествие в большой группе имеет свою специфику. При длительном близком соседстве прежде совершенно незнакомых людей не исключены мелкие бытовые трения, которые, накопившись, способны испортить впечатление даже от самой замечательной по замыслу поездки. Так что для того, чтобы все прошло гладко, туристы должны стать сыгранной командой, ведомой своим капитаном – гидом-сопровождающим. Переезд или перелет – идеальное время для завязывания знакомств – предстоит преодолеть всем вместе, и лучше установить взаимопонимание на первом же этапе. Но тут не переусердствуйте с горячительным: по прибытии времени на поправку здоровья может не оказаться… Как рассказывают гиды-автобусники, сейчас в общем числе туристов очень велика доля постоянных путешественников, из года в год отправляющихся именно в автобусные туры. Поэтому часто в одной группе оказываются те, кто уже когда-то куда-то вместе ездил. Вокруг таких старожилов часто складывается и костяк будущей группы.

Многие вопросы «экипажу» автобуса приходится решать сообща. И если спор на тему «какое кино будем смотреть в дороге» можно проиграть без особых сожалений, то отказ большинства от интересной экскурсии – это повод к самостоятельным действиям. Поставив в известность гида, можно отделиться от группы и отправиться куда надо самому, но предварительно нужно обязательно договориться о времени и месте встречи, а также твердо знать, в каком отеле будет следующая ночевка и как до него добраться. Многие опытные туристы в таком автономном режиме проходят большую часть поездки.

Превратности пути

Вообще, автобусный экскурсионный туризм считают наиболее сложным по части организации поездки. Ведь турфирме необходимо не только выбрать интересные места и проложить между ними маршрут, но и обеспечить путешественников жильем, питанием, транспортом и экскурсиями на всех участках пути. К тому же дорога нередко чревата случайностями: как утверждает статистика, автопутешествие в два раза опасней железнодорожного и в четыре раза – авиационного. Поэтому к всевозможным неожиданностям надо быть готовым. В одной компании, например, корреспонденту «Пилигрима» рассказали такую байку. Группа возвращалась из длительной поездки по Европе, заночевали в гостинице маленького болгарского городка. А утром выяснилось, что автобус… угнали со стоянки! В результате почти сутки ушли на то, чтобы отправить туристов в Москву по железной дороге в прицепном вагоне. Поездка продлилась на два дня дольше, зато пейзажи стран Восточной Европы путешественники изучили досконально. В другой фирме ходит легенда о том, как однажды из-за болезни водителя за руль пришлось сесть ее гендиректору, ехавшему вместе с туристами. В общем, безвыходных положений не бывает. Главное – воспринимайте неожиданности как своего рода приключения, и тогда впечатление от поездки ничем не испортить!

"