Posted 16 апреля 2015,, 21:00

Published 16 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Оптимизация без оптимизма

Оптимизация без оптимизма

16 апреля 2015, 21:00
Около двух тысяч сокращенных московских врачей смогут устроиться на работу в медучреждения Подмосковья. С таким заявлением выступила в четверг министр здравоохранения Подмосковья Нина Суслонова. По ее словам, на фоне сокращений в больницах и поликлиниках Москвы в области впервые за два года отмечена положительная кадро

Счетная палата сравнила по разным показателям состояние медицины, образования, культуры и социальной защиты в 2013 и 2014 годах. «Несмотря на то что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций», – сказано в отчете Счетной палаты. Аудиторы связали это с тем, что планы (дорожные карты) оптимизации регионы хоть и согласовывали с федеральными министерствами, но реализовали их безо всякого контроля со стороны федеральных чиновников.

Оптимизацию в социальной сфере, напомним, предписывал провести еще указ президента от 7 мая 2012 года. Федеральные министерства культуры, науки, здравоохранения и труда должны были заключить соглашения с органами исполнительной власти в регионах о том, что последние обязываются достичь «целевых показателей оптимизации». Это должно было привести к развитию социальной сферы с учетом региональной специфики, а также привлечь средства для повышения зарплат.

В здравоохранении, согласно отчету аудиторов, роста эффективности и доступности медпомощи не произошло. Зато объем платных услуг вырос на 24,2%. В оптимизацию были включены 952 медицинских организации, из которых 41 должна была быть ликвидирована, а 911 – реорганизованы. После оптимизации число больниц должно сократиться на 11,2%, а поликлиник – на 7,2%. До 2018 года в регионах планируется закрыть фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично офисами врачей общей практики.

Бездумное же исполнение этих планов ни к чему хорошему не привело. В 2014 году уже закрылось 26 организаций, а 330 были «понижены» до филиалов других учреждений. В 58 регионах стоимость территориальных программ ОМС почти на 9 млрд. рублей превысила цифры, утвержденные на эти цели в бюджетах. Медпомощь стала менее доступной: оказалось, 17,5 тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации. Причем 35% населенных пунктов не охвачены общественным транспортом. Например, «скорая» в Забайкальском крае может добираться до села около двух часов. Иногда людям приходится более 20 дней ждать возможности попасть на прием к врачу. Количество коек нередко сокращают за счет закрытия специализированных отделений в сельских больницах. В районных больницах этот процесс происходит быстрее, чем в областных. «В результате коечный фонд оказался несбалансированным и не соответствующим потребностям населения», – говорится в отчете.

Сокращение медработников, как и планировалось, привело к повышению их средней зарплаты, но лишь потому, что возник дефицит кадров и вырос процент совместительства.

Отметила Счетная палата и страшный итог оптимизации – увеличение смертности, в том числе в стационарах: «Внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%». Не удалось выполнить и планы по снижению смертности. Она составила 13,1 (вместо запланированных 12,8) на 1000 населения.

К похожим выводам аудиторы пришли, анализируя оптимизацию культурной сферы: оказалось, что она проводится без учета потребностей населения. В течение 2014 года учреждений культуры в России стало меньше на 7,3%. Количество библиотек сократилось на 6% от общего числа библиотек, как и организаций культурно-досугового типа. Число театров и музеев уменьшилось на 0,5% и 0,01%, соответственно. До 2016 года дополнительно будет сокращено более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. В результате число культурно-досуговых учреждений сократиться на 9,4 %, число библиотек – на 11,5 %.

«Из общего числа ликвидированных учреждений культуры наибольшую долю составили культурно-досуговые учреждения (54,3%) и библиотеки (16,4%), особенно расположенные в сельской местности, что повлекло за собой снижение доступности учреждений культуры для населения», – сказано в отчете. И это притом, что по социальным нормативам в России должно быть 26 тыс. библиотек. По итогам 2014 года их оказалось всего 5 тыс.

Работников учреждений культуры стало меньше на 12,2%. В некоторых регионах сокращения проходили с нарушениями: в Челябинской области кассиру, главному бухгалтеру и рабочему при увольнении предлагали должность преподавателя фортепиано, а в Самарской без письменного согласия сотрудников перевели на полставки, обязав работать как раньше.

Фото: VLADTIME.RU

Возможно, именно оптимизацией культуры можно объяснить недавний случай в селе Саприно Подгоренского района Воронежской области, где две девочки 14 и 16 лет вынесли из дома своей соседки мебель, постельные принадлежности и книги, чтобы обустроить библиотеку в заброшенном доме. Теперь в отношении них возбуждено уголовное дело по ст. 158 УК РФ (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору, с причинением значительного ущерба гражданину, с незаконным проникновением в жилище). Девочкам грозит до 6 лет тюрьмы.

Без учета потребностей населения и анализа имеющейся сети учреждений производилась оптимизация и в образовании. Всего в 2014 году было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. В 2015–2018 гг. планируется ликвидировать или реорганизовать еще 3 639. Их численность по сравнению с 2013 годом сократится на 6%.

В Счетной палате заметили, что ликвидировать школы собираются до 2018 года, а к 2020, учитывая демографические прогнозы, понадобятся дополнительные места.

Интересно, что во многих регионах расходы на содержание образовательных учреждений возросли, при этом более доступными они не стали. Сокращение кадров же привело лишь к увеличению процента внутреннего и внешнего совместительства, а значит, было излишним.

Результаты оптимизации в сфере соцзащиты, по мнению экспертов Счетной палаты, тоже оставляют желать лучшего. В 2014 году ликвидировано либо реорганизовано 143 организации социального обслуживания населения. За 2015–2018 годы планируется уменьшить сеть еще на 260 организаций.

Оптимизация, по данным Счетной палаты, не учитывает очереди на получение соцуслуг. Так, только в шести регионах России полностью удовлетворены потребности граждан в соцзащите. При этом сокращение соцработников предусматривает увеличение числа людей, которых они будут вынуждены обслуживать: «В период 2013–2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастет на 33,5%». Естественно, может стать хуже качество услуг.

Эксперты Счетной палаты отмечают, что ни в одной сфере не удалось добиться существенного высвобождения средств, а ведь это – одна из главных целей оптимизации. В 2014 году удалось сэкономить лишь 25,7 млрд. рублей, из которых 22,9 млрд. ушли на увеличение зарплат: «Однако указанный объем средств не оказывает существенного влияния на финансовое обеспечение организаций и заработную плату указанных работников. Полученные в 2014 г. средства составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников (свыше 3,8 трлн. рублей)».

«Пока реформа ведет к отрицательным результатам. Мы давно говорим, что рост зарплаты медработников достигается за счет переработок и совместительства. Тем временем бригады скорой помощи часто не укомплектованы полностью», – сказал «НИ» оргсекретарь профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. По его мнению, необходимо «перестать оценивать учреждения в малых населенных пунктах с точки зрения рентабельности, что помогло бы избежать их ликвидации». По словам собеседника «НИ», медучреждения вынуждены сами зарабатывать, что и приводит и к росту объема платных услуг почти на 25%.

«Отчет не стал для меня откровением. Я в целом ряде случаев пытался вмешаться в реорганизацию нескольких образовательных учреждений, которая шла явно им во вред. Например, мне известно слияние школы с детьми, имеющими способности к математике, со школой, где учатся ребята с задержками развития», – сказал «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. Он уверен, что пока оптимизация привела лишь к снижению качества образования, его меньшей доступности. «Как мы увидели, не получилось и экономии. Во многих реорганизованных учреждениях был раздут административный аппарат на фоне сокращения педагогов», – говорит депутат.

«С отчетом я более чем согласен. Оптимизация действительно проходит бездумно. Кроме того, новый закон о социальном обслуживании наложил новые обязанности на соцзащиту, в том числе и сопровождение на дому, а людей продолжают сокращать. Это не может не сказаться на качестве услуг», – заметил в разговоре с «НИ» председатель правления фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер. «Конечно, не всегда сокращения в соцсфере положительно сказываются на получателях социальных услуг. Жалобы такие я слышу», – сказала «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова.

«Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворенности граждан», – заключили в Счетной палате.

"