Posted 16 апреля 2009,, 20:00

Published 16 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Патриарх провел операцию «Чистые ноги»

Патриарх провел операцию «Чистые ноги»

16 апреля 2009, 20:00
Патриарх провел операцию «Чистые ноги»

В Великий Четверг в Богоявленском кафедральном соборе патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин (обряд) омовения ног. В древности на Востоке омовение ног всем, кто приходит в дом, было обязательным проявлением гостеприимства. В Евангелии от Иоанна рассказано о том, как Христос перед началом Тайной вечери омыл ноги апостолам со словами: «Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу… Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его».

Древний церковный обряд сохранился в богослужебной практике у католиков, в Армянской Апостольской Церкви, а также в некоторых протестантских церквях. В России в советское время на него был негласный запрет, хотя известно, что его на свой страх и риск совершали в 60-х–70-х годах митрополиты Пимен (Извеков), впоследствии патриарх, и Никодим (Ротов) духовный наставник нынешнего предстоятеля РПЦ.

По окончании литургии патриарх вышел из алтаря на кафедру, куда за ним спустились 12 священников, усевшихся на скамьи. Сняв облачения, Святейший опоясался длинным полотенцем и по очереди из кувшина омыл водой и вытер ноги 11 «исполнителям ролей апостолов». С последним, изображающим Петра, патриарх вступил в диалог, состоящий из евангельских реплик. Ученик отнекивался от такой чести, а учитель объяснял, что без этого тот не будет с ним воедино. После обряда патриарх Кирилл произнес проповедь, в которой подчеркнул: «Преклонив колени, Христос омыл ноги ученикам, как это делали обычно рабы, показав, что каждая человеческая личность важна пред Богом... Это понимание помогает христианину быть смиренным, честно исполняя свой долг, какой бы он ни был, помня, что все мы пред Богом равны».

Чин омовения ног совершили в четверг и все архиереи РПЦ. Наблюдатели отмечают, что это первое серьезное нововведение патриарха Кирилла в богослужебной практике. Впрочем, в данном случае новое – слишком хорошо забытое старое.

"