Posted 16 апреля 2007,, 20:00

Published 16 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

«Мирная» статистика

«Мирная» статистика

16 апреля 2007, 20:00
Министерство обороны РФ представило очередную статистику по количеству погибших военнослужащих. В этом году по сравнению с прошлым изменилась причина гибели солдат. Если раньше большинство умирало из-за несчастных случаев, то теперь рядовые стали чаще сводить счеты с жизнью. Правозащитники утверждают, что даже эти чудо

За первые три месяца 2007 года в рядах российской армии погибли 110 военнослужащих. Офицеры лишь в пяти случаях признали, что смерть рядовых произошла из-за превышения должностных полномочий и неуставных отношений. 24 солдата погибли в результате несчастного случая. А основная часть погибших – 65 солдат, по статистике, наложили на себя руки.

По официальным показателям, число погибающих в армии военнослужащих с каждым годом снижается. Так, в прошлом году за первые три месяца скончалось около 200 военнослужащих. Однако тогда большинство гибло из-за несчастных случаев.

Похоже, что печальные цифры обеспокоили только сотрудников Генпрокуратуры, которые недавно сделали доклад на эту тему. В документе говорится: «Положение дел с состоянием правопорядка в вооруженных силах остается сложным. Материалы проверок и уголовных дел свидетельствуют о том, что командиры подчас не знают реальной обстановки в подразделениях. Практически каждый день происходят случаи травматизма и гибели военнослужащих, либо солдаты покидают место несения службы».

Критика со стороны прокуратуры вполне обоснована, так как их статистика всегда расходится с данными Минобороны. Об этом «НИ» рассказала глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. «В прокуратуре погибших всегда больше, – говорит Валентина Мельникова. – И мне лично абсолютно непонятно, как военные ведут подсчеты. Наверное, они не учитывают тех солдат, которые скончались в госпитале». Тем не менее правозащитники уверены, что реальную картину смертности в армии не знает даже прокуратура.

В фонде «Право матери» ведут свою статистику погибших солдат. «Цифры примерно в три раза всегда оказываются выше данных и Минобороны, и прокуратуры, – призналась «НИ» пресс-секретарь фонда «Право матери» Анна Каширцева. – Я по нескольку раз в день сталкиваюсь со смертью солдат. К тому же в официальной статистике не учитываются солдаты, которые пропали без вести, а на самом деле были убиты в частях. Если бы в Министерстве обороны сообщали имена погибших солдат, тогда бы и обнаружились те, смерть которых не учтена».

По словам Анны Каширцевой, останки «неучтенных» солдат порой находятся через десятки лет. Так, недавно в море водолазы натолкнулись на скелет Юрия Полежаевского, который служил в части на Русском острове. Его несколько лет назад объявили дезертиром. По мнению прокуратуры, рядового убил сослуживец. Сейчас дело об убийстве уже находится в суде. «И таких неучтенных солдат много», – признается Анна Каширцева.

В отдельную графу неправды правозащитники записывают и официальные данные о причинах смертей солдат. По мнению Валентины Мельниковой, офицеры пытаются списать на самоубийство большинство смертей, которые происходят в частях. «Объявить самоубийство – самое простое, – говорит Валентина Мельникова. – Ведь тогда не надо искать виновных в убийстве или доведении до самоубийства. Даже «предсмертные записки» уже после смерти солдата часто пишут офицеры. Порою самоубийства инсценируются».

«В большинстве случаев истинные причины гибели раскрываются, когда родители вскрывают цинковые гробы и находят на теле сына следы жестоких избиений, – добавляет «НИ» Анна Каширцева. – Хотя командующие настойчиво просят не вскрывать гробы, утверждая: «запомните сына живым».

АПРЕЛЬСКИЕ ДЕЛА О САМОУБИЙСТВАХ В АРМИИ

В Южно-Сахалинском гарнизонном военном суде продолжается процесс над младшим сержантом Константином Чернаковым и ефрейтором-контрактником Денисом Гунем, которых обвиняют в доведении до самоубийства рядового-срочника из Татарии Раиля Бикмухаметова, который повесился 13 декабря 2006 года. Представлены к увольнению из армии заместитель командира по технической части Виктор Буслаев и командир стрелкового взвода Алексей Журавлев. Ушел в запас командир части подполковник Константин Бельский.

14 апреля Ростовский гарнизонный военный суд признал виновным в доведении до самоубийства в 2004 году солдата-срочника Виктора Иванчи прапорщика Константина Кухту. Офицер получил два года лишения свободы. Дело рассматривалось повторно. Первый приговор – два года условно – был отменен. Кроме того, в пользу матери погибшего с воинской части взыщут 150 тыс. рублей. Сразу после гибели сына его родители получили из части извещение о том, что Виктор погиб при выполнении боевой задачи.

4 апреля в Волгоградском гарнизонном военном суде начался судебный процесс по факту доведения до самоубийства в мае 2006 года солдата-срочника Василия Николаева. Командиру отделения Тимуру Габдулову предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с применением насилия.

1 апреля в Казани скончался младший сержант Радик Хабиров. После попытки самоубийства он впал в кому и прожил в таком состоянии 14 месяцев. Когда родители забрали его из госпиталя, военнослужащий весил 28 килограммов. Через полгода после попытки самоубийства было возбуждено уголовное дело о доведении до самоубийства, но позднее оно было прекращено за отсутствием состава преступления. В начале 2007 года был уволен из армии подполковник Сергей Смолевский – начальник Тоцкого военного госпиталя, в психиатрическом отделении которого лечился Хабиров, был выписан как здоровый и совершил попытку самоубийства.


РАССЛЕДУЮТСЯ САМОУБИЙСТВА РЯДОВОГО И ОФИЦЕРА

Вчера стало известно о странной гибели в войсковой части Нижегородской области срочника Ивана Матецкого, призванного из Москвы. По словам сотрудников правоохранительных органов, на прошлой неделе рядовой покончил жизнь самоубийством. Однако родные не верят в официальную версию случившегося и собираются добиваться расследования. Тело солдата поместили в морг 52-й больницы Москвы, однако мать до сих пор не получила к нему доступа. В российской армии на себя накладывают руки не только рядовые, но и их начальники. В минувшую субботу в военной части закрытого города Трехгорный Челябинской области застрелился лейтенант. Выстрел раздался, когда военнослужащий стоял в карауле. Командование части сообщило об инциденте в правоохранительные органы только через пять часов после происшествия. Военная прокуратура приступила к доследственной проверке. За год это уже четвертый случай самоубийства, произошедший в этой военной части.

"